Верховный суд РФ объявил перерыв в слушаниях по делу о ликвидации «Международного Мемориала»* до 14 декабря. Об этом сообщает корреспондент «Новой газеты».
Одним из адвокатов, который предсталял интересы «Мемориала» в суде, стал Генри Резник — член Совета по правам человека при президенте РФ. Также НКО защищали адвокаты Мария Эйсмонт, Григорий Вайпан и Михаил Бирюков.
Судья Алла Назарова на заседании зачитывала каждое упоминаемое в иске Генпрокуратуры административное дело по сайтам и социальным сетям НКО — по тем, по которым «Мемориал» уже заплатил миллионные штрафы.
«"Мемориал" демонстрирует стойкое пренебрежение законом», — зачитал судья бумагу Генпрокуратуры. В тексте указывается, что в 2012 году «Мемориал» дал негативную оценку закону об «иностранных агентах». Мемориал «своим грубым нарушением закона» об «иноагентах», по мнению Генпрокуратуры, якобы нарушает нормы морали, нравственности, Конституцию и закон о защите детей, а также Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Всеобщую декларацию прав человека.
Поэтому генпрокурор просит ликвидировать «Мемориал» и его структурные подразделения, завершил судья. Сотрудницы Минюста и Роскомнадзора поддержали иск.
У Верховного суда Российской Федерации. Фото: Леонид Никитинский / Новая газета
У здания Верховного суда, по оценкам корреспондента «Новой», собралось около 100 человек, многие из них стояли в масках с символикой организации. Полиция выборочно проверяла документы у собравшихся.
Трех человек задержали. «ОВД-Инфо»** сообщал, что среди них Ольга Лебедева, которая встала в пикет с плакатом в поддержку организации. Кроме того, задержали Алексея Беленкина, который не успел развернуть плакат, и Любовь Елисееву, которая простояла с плакатом меньше минуты.
23 ноября Мосгорсуд продлил предварительные слушания по делу о ликвидации правозащитного центра «Мемориал»*. Представитель прокуратуры не смог ответить, на каких основаниях проводилась прокурорская проверка.
11 ноября Генпрокуратура России обратилась в Верховный суд с требованием ликвидировать «Мемориал», а также подразделения организации — правозащитный центр, архив, библиотеку и музей. В качестве причины ведомство указало систематические нарушения законодательства об «иностранных агентах», а именно — отсутствие маркировки у материалов организации.
В самом «Международном Мемориале» назвали требование Генпрокуратуры «политическим решением об уничтожении общества», которое занимается «историей политических репрессий и защитой прав человека», и сообщили, что никаких законных оснований для ликвидации организации нет.
К правозащитному центру возникли претензии и у московской прокуратуры: ее представители нашли в деятельности ПЦ «Мемориал» «психологические и лингвистические признаки» оправдания террористических организаций.