Андрей Таран и Ллойд Остин. Фото: ЕРА

«…Давайте четко говорить: Россия начала эту войну, и Россия является препятствием для мирного урегулирования. Тем временем мы со своей стороны будем делать все возможное, чтобы поддержать Украину в ее усилиях нарастить возможность защитить себя. Ни одна третья страна не имеет право вето на членство Украины в НАТО. Украина имеет право сама, без всякого внешнего вмешательства, формировать свою политику. В завершение скажу, что наша поддержка украинского суверенитета нерушима, и мы дальше будем работать вместе с нашими партнерами, чтобы быть уверенными — Украина может защитить себя и свою суверенную территорию.

…Мы вновь призываем Россию прекратить оккупацию Крыма, прекратить продолжение войны на востоке Украины, прекратить дестабилизирующую активность в Черном море и вдоль границ Украины. Также прекратить постоянные кибератаки и другие провокационные действия против западных демократий».

Резкое выступление главы Пентагона Ллойда Остина на брифинге в Киеве, в Министерстве обороны, его встречу с президентом Владимиром Зеленским и участие в церемонии, где почтили память погибших защитников Украины, часть наблюдателей уже назвала весьма положительным сигналом. И следствием недавнего визита Зеленского в Америку, который оппоненты старались обесценить.

Особо отмечался вывод, сделанный по его итогам оборонным ведомством США: для Украины и Грузии «двери в НАТО открыты».

На полях, конечно, замечали: шеф Пентагона посетил Украину в рамках европейского турне, а спич перед прессой носит характер психологической поддержки. Дальше Остин следует в Румынию, а потом в Брюссель, на заседание министров обороны стран — членов альянса.

Украинский коллега высокого гостя, министр обороны Андрей Таран, сообщил журналистам, что обсудил с Ллойдом Остином «конкретные проекты развития возможностей ВСУ на суше, в воздухе, на море, а также в киберпространстве». Сам же глава Пентагона напомнил, что Штаты продолжат оказывать «помощь для увеличения морского потенциала не только Украины, но и Грузии, Румынии, Болгарии».

Накануне встречи Остина, в ночь с 17 на 18 октября, в Украину прибыла вторая очередь материально-технического груза для украинской армии от правительства США. Первую партию приняли неделей раньше, третья ожидается до конца года. С начала российской агрессии, по данным Минобороны Украины, Штаты предоставили такой помощи на сумму более двух миллиардов долларов.

Военный эксперт Кирилл Данильченко подробно расписал то, что было в первом «транше». Пять единиц современных мобильных госпиталей общей стоимостью 20 миллионов долларов, полевые хирургические наборы, полевые рентген-установки, сумки парамедика, индивидуальные наборы первой помощи (IFAK), а также высокоточное вооружение («думаю, что ракеты к «Дротикам», — замечает Данильченко) и бронебойные боеприпасы.

Цитирую эксперта. «Красноречивая спецификация. М430А1 HEDR — 40-миллиметровые гранаты к автоматическому гранатомету… Самое последнее поколение этого типа боеприпасов в США — там либо программируемый воздушный подрыв, чтобы доставать цели за холмом, на обратном скате или за стеной, либо контактный взрыватель по материальной цели. В Борисполе классические оливковые ящики с желтыми отметками на торцах — картриджи для гранатометов МК 19 по 48 гранат в каждом. Не для подствольных гранатометов, там другая маркировка… Украине поставляют лучшую на этот момент модификацию, а не хранение со складов. Способную в лоб пробивать БМП/БТР, поражать живую силу в радиусе 15 метров, выбивать двери — тактически гибкий боеприпас. Все запрошено в срочном порядке. На фоне набора 11 тысяч человек персонала в кадрированные части ТРО (территориальной обороны. — О. М.), закона о сопротивлении (закон о национальном сопротивлении вступил в силу 1 августа 2021 года и вводится в действие с 1 января 2022 года. — О. М.), увеличения штата ССО (Сил специальных операций. — О. М.). Короче, мира в глазах Путина не увиделось», — заключает Данильченко, имея в виду уже ставшее мемом высказывание президента Зеленского о его надеждах, связанных с возможной встречей с президентом России.

То есть слова министра обороны Америки украинские военные восприняли однозначно: партнеры знают больше о планах агрессора в Донбассе.

В отличие, например, от Бена Годжеса, бывшего командующего сухопутными силами США (интервью с ним записали репортеры украинской редакции «Голоса Америки» в Вашингтоне). Годжес тоже почувствовал сигнал, но для Черноморского региона, а также для продолжения демократических реформ в Украине. «Речь идет не только о военных учениях и обеспечении оружием. Свобода для медиа, свободное волеизъявление, прозрачная система правосудия — это важная часть сообщения, которое передал Киеву министр Ллойд Остин», — уверен он.

Тем не менее фактическое сближение между Украиной и США в плане безопасности очевидно. Насколько же готовы к такому повороту «двери НАТО», покажет ближе к концу года заседание Комиссии стратегического партнерства «Украина — Североатлантический альянс».

Комментарий

«Это был политический визит»

На вопросы «Новой» отвечает Алина Фролова, заместитель министра обороны Украины (2019–2020 гг.), координатор экспертного формата дипломатической инициативы Украины «Крымская платформа»

— Можно ли трактовать приезд в Киев главы Пентагона как проверку обороноспособности страны-партнера? Тем более что недавно правительство США выделило два серьезных пакета материально-технической помощи для ВСУ, ожидается третий.

— Оценку обороноспособности осуществляют атташе, советники, консультанты и другие представители американских официальных кругов, которые постоянно находятся в Украине. Скорее, визит министра обороны — политический шаг. Хорошо, что он сделан, таких шагов давно не было. Это, возможно, в некотором роде компенсирует ряд событий, негативно воспринятых как в нашей стране, так и сторонниками Украины на Западе — в первую очередь, ситуацию с « Северным потоком». Налицо демонстрация того, что «украинский вопрос» остается в зоне внимания Штатов.

— Кремлевские медиа сообщают: помощь украинской армии, визит Ллойда Остина и его риторика — верные знаки подготовки к осеннему наступлению Вооруженных сил Украины на Донбассе, к силовому варианту освобождения региона…

— Ни в одном стратегическом документе Украины ничего не сказано об осеннем наступлении. Такие расчеты и планирование, наверное, проводятся, как и многие другие стратегии в сфере безопасности, но нет оснований говорить о сколь-нибудь близком наступлении. Нет признаков. Кремлевские СМИ ориентируется на российскую аудиторию, разгонять месседжи о планах внешних врагов — их работа. На самом деле, большая часть «маневров» происходит в дипломатических кругах, нежели на фронте.

— Насколько теперь вероятна возможность скорого принятия в НАТО Украины и Грузии, о суверенном праве которых несколько раз именно в этом смысле упоминал руководитель Пентагона?

— Опять же, не думаю, что появились новые аспекты относительно НАТО. Для вступления очередной страны необходим политический консенсус членов Альянса. До его достижения еще далеко. Конечно, при лоббировании со стороны Соединенных Штатов такой путь проходят немного быстрее. Но активного лоббирования пока я тоже не наблюдаю. Министр Ллойд лишь подтвердил неизменность позиции, заявленной в 2014 году. Все есть в Коммюнике: Украина имеет право вступить в НАТО, и попытки третьих стран не могут этому помешать. Двери НАТО остаются для нашей страны открытыми. Но тут новости нет, и я бы не преувеличивала значение сказанного.

Алина Фролова. Фото: hromadske