Реестр СМИ-иноагентов вновь пополнился в пятницу, 8 октября. На этот раз Минюст РФ расширил свой список на 12 позиций - в него включены издания Bellingcat, MNews и ООО «МЕМО», компания-учредитель ресурса «Кавказский узел», а также журналисты Татьяна Вольтская (Радио Свобода* и «Север.Реалии»*), Андрей Захаров (русская служба BBC), Екатерина Клепиковская («Север.Реалии»*), Роман Перл (телеканал «Настоящее время»*), Елена Соловьева (сотрудничала с изданием «7х7» и «Новой газетой»), Даниил Сотников (телеканал «Дождь»*), Елизавета Сурначева (телеканал «Настоящее время»*).
По непонятным причинам СМИ-иноагентами продолжают назначать не только журналистов – 8 октября в реестр также попали директор Центра защиты прав СМИ* Галина Арапова и эколог, основатель и координатор коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов.
А не так давно (29 сентября) в список СМИ-иноагентов были включены «ОВД-Инфо», «Медиазона», ее издатель Петр Верзилов и главный редактор Сергей Смирнов.
Пополнившие список СМИ-иноагентов коллеги прокомментировали случившееся. Роман Перл* заявил порталу MR7: «Да, довольно ожидаемое решение. Сложно было предугадать дату, но сам процесс включения независимых от власти журналистов в этот список идет семимильными шагами. И понятно было, что я в нем тоже окажусь. Отношусь к решению плохо. Буду ли оспаривать решение Минюста, пока не знаю».
Татьяну Вольтскую цитирует «Лениздат»: «Это ожидаемое решение. Я уже была под судом, даже уже заволновалась, что меня долго не включают в список. Но, если серьезно, это выбивание из ряда нормальных людей, целого пласта граждан, которые, как правило, как раз таки очень патриотично настроены. Потому что нас делают иноагентами именно за то, что мы неравнодушны к судьбе своей Родины и хотим улучшения».
Галина Арапова сказала «Медузе»*: «Добавится некоторый объем хлопот, связанный с обжалованием. А когда надо будет что-нибудь написать в соцсетях - ну поставлю я эту пометку. Хай подавятся. От нее моя репутация не изменится. Я уже семь лет возглавляю организацию, которая была признана «иноагентом» еще в феврале 2015 года - и вот тогда это был серьезный стресс: мы чувствовали дикую несправедливость. А сейчас ощущения уже притупились… Парадокс в том, что Центр защиты прав СМИ семь лет как признан «иноагентом», но с нами продолжают консультироваться и государственные СМИ, и - неофициально - чиновники, судьи. Теперь уже неофициально, потому что они боятся: государство же им посылает сигналы, что «нужно быть лояльными». Они продолжают звонить нам, писать, потому что понимают, что у нас они получат качественную экспертизу».
Евгений Симонов: «Мне начали звонить друзья - и поздравлять, поздравлять, поздравлять... Сначала не мог понять - с чем поздравляют. Потом дошло. Я как раз - это было как пророчество - внимательно изучал список «иноагентов», не знаю почему. У меня много друзей, коллег, чьи организации закрылись или продолжали существовать с этим статусом, было интересно. Я еще раз поразился, какого хорошего качества этот список. Нет никаких иллюзий: этот реестр создан для людей, которые что-то пытались сделать разумное-доброе-вечное. Судя по тому, кто еще включен в реестр, это означает, что ты на хорошем счету у человечества… Первое, что я сделал, - позвонил Алексею Симонову и сказал: «Мы с тобой одной крови - ты и я»**. Ведь его Фонд защиты гласности был внесен в этот реестр уже несколько лет назад. Я теперь потомственный «агент». Но все же я не до конца понимаю, как это технически стало возможным: весь этот год я публиковал только научные статьи, которые в Минюсте, наверное, не читают. И вот я - «иностранное СМИ». Возможно, я просто зануда, но все-таки мне хочется понимать, за какой конкретно состав деятельности на благо родной природы я туда попал» (полностью интервью Е. Симонова см. https://novayagazeta.ru/articles/2021/10/09/ia-potomstvennyi-agent ).
Всего на 11 октября в реестре СМИ-иноагентов значатся 85 физических и юридических лиц.
* - признаны в России СМИ-иноагентом
** эколог, защищающий Байкал и Амур, автор «Новой газеты» Евгений Симонов – сын правозащитника, писателя, кинорежиссера и переводчика Алексея Симонова.