Чуда не случилось, как бы нам этого ни хотелось.
Сегодня Верховный Суд Якутии, после трёхнедельных мук, в полном объёме отказал в удовлетворении наших апелляционных жалоб на принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением якутского шамана Александра Габышева.
Судьи под председательством Анджелы Стрекаловской проигнорировали наши доводы о недоказанности применения Александром насилия к сотрудникам Росгвардии и о необоснованности выводов экспертов Якутского психдиспансера о наличии у него признаков невменяемости.
Судьями проигнорирована и позиция представителя органа опеки и попечительства Сергея Терянова, поддержавшего доводы наших жалоб — в прениях он высказал возмущение тем, что Александра хотят направить в такую жесть.
Мы буквально завалили суд заключениями именитых психиатров с огромным стажем, все они в один голос говорили о необходимости проведения повторной экспертизы и о недоказанности опасности Александра для себя и окружающих, но Верховный Суд и это не проняло — судьи не нашли оснований не доверять якутским психиатрам.
Мало что может меня удивить, поскольку мои жизненные процессы можно описать как в той шутке: «Туда ехали — за ними гнались, оттуда едут — за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!»
Но даже я охренел от этого дела в целом и от процесса в Верховном Суде Якутии в частности.
Ну понятно, дело заряженное сверху, но видимость состязательного процесса создайте, согласитесь провести повторную экспертизу. Неа, а нафига.
Для создания представления у судей о происходившем в доме Саши в январе 2021 года раскадрировали видео финала его задержания и распечатали в цвете кадры, на которых он лежит на полу в луже собственной крови, попытались приобщить к делу фото.
Суд определил гениально: фото осмотреть, но к делу не приобщать (ну конечно же, зачем создавать такую неловкость для коллег из более высоких инстанций). Судьи в процессе явно скучали и демонстрировали отрешённость, у одного из них при просмотре на смартфоне чего-то более интересного, чем бубнёж защиты о какой-то там недоказанности чего-то там, нечаянно включился звук из ролика. А чё такого?
Казалось, судьи слегка встрепенулись, когда в прениях я сказал, что они стоят на последнем рубеже защиты здоровья и жизни Александра, но видимо, что-то/кто-то бодрит их больше.
Ну ок, не ждали мы отмены постановления полностью. Но невозможно не заметить такое бревно, как неправильная квалификация деяния по тяжёлой части 2 статьи 318 УК (применение насилия к представителю власти, опасного для жизни и здоровья) вместо более лёгкой части 1, при отсутствии вреда здоровью герою-бойцу Росгвардии, подтверждённом государственными судмедэкспертами.
И как следствие всего вышесказанного, крайне непонятен (с точки зрения закона, конечно же, так-то всё понятно) выбор специализированной организации с интенсивным наблюдением.
Хотя в данные учреждения направляют лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления с соответствующими последствиями, а также лиц, нарушавших внутренний режим при предыдущих госпитализациях, чего в ситуации с Сашей нет.
Сегодня после суда тот же представитель органа опеки Сергей Терянов на основании сложившейся практики рассказал, какие из его якутских подопечных попадали в такой режим, речь шла об убийцах-расчленителях, насильниках над детьми. Нормальная компания? Об этом мы тоже говорили судьям — ноль реакции.
Теперь постановление вступило в силу, в ближайшее время будет выбрана организация, куда направят Сашу, и он туда уедет на неопределённый срок.
Сам Саша в своём последнем слове был краток и сказал, что дело в отношении него политическое, в связи с его высказываниями о политической ситуации в стране.
Разумеется, в ближайшее время подадим жалобы в кассационный суд, пойдём в Верховный Суд России и ЕСПЧ.