Здравствуйте, дорогие читатели нашего компактного СМИ о правах человека, защите наших прав, судах и о том, как мы можем помогать друг другу.
Вы получили новый выпуск «Повестки».
Как вы могли заметить, я больше не шучу про «получили повестку», потому что сглазить слишком легко.
Август в России выдался горячим как всегда. В последние летние дни пополнился список СМИ - иностранных агентов.
• Почти полным составом иностранными агентами стали журналисты «Важных историй» — Роман Анин, Роман Шлейнов, Дмитрий Великовский, Олеся Шмагун, Алеся Мароховская и Ира Долинина.
• И — невероятное какое-то решение — в реестр включили телеканал «Дождь». Впервые агентом признали СМИ, зарегистрированное и основанное в России.
Представители властей не устают повторять, что наш закон об иностранных агентах — это симметричный ответ американскому закону и компании RT. Хотя довольно сложно представить, что в США объявили бы агентом, например, телеканал Fox или CNN, даже если бы у них нашли иностранное финансирование. Здесь сломается любая логика.
Хотя, помните, журналиста «Дождя» исключили из кремлевского пула с формулировкой, что «Дождь», который вел трансляцию с митинга в поддержку Навального, является организатором несогласованной акции. Любому здоровому человеку понятно, что это бред. Что освещать и рассказывать не равно организации. Но убедить в этом никого не удалось. Власти давно уже живут в своем выдуманном мире. И, к сожалению, это кривое зеркало становится главным экраном.
Что касается «Важных историй», после объявления они выпустили заявление, что продолжат работать. А внесение в реестр считают честью, в нем нет плохих журналистов.
Кстати, когда все произошло, Илья Красильщик написал у себя в Facebook, что в России, мол, и так нет Пулитцера, чтобы уничтожать лучшие свободные СМИ и журналистов. Так вот, поспорю с Ильей, Пулитцеров в России как минимум пять. Один у фотографа Сергея Пономарева, а еще четыре — как раз у тех, кто делает «Важные истории». И до того как стать «Важными историями», все они были отделом расследований «Новой газеты». Поэтому им особая любовь, поддержка и боль.
И вот интересно, Олеся Шмагун с января этого года не работает в «Важных». Ее за былые достижения признали агентом? Или по совокупности?
Редакция «Важных историй». Фото: Анна Артемьева
Что было после этого решения, вы уже знаете: стихийно собрались пикеты, 10 человек были задержаны и отпущены после составления протокола о нарушении правил проведения публичного мероприятия. А журналист RT Илья Васюнин провел две ночи в ОВД — у него есть штраф за выход на пикет в поддержку Азара, то есть это было бы повторное нарушение (ч. 8 ст. 20.2), и это до 300 000 штрафа или арест на 30 суток. Но все чудесным образом разрешилось, протокол не нашли, Илью отпустили с обязательством о явке. Вмешивалась ли в этот процесс начальница Маргарита Симоньян — истории неизвестно.
Васюнин был задержан, как только раскрыл плакат. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
Все понимают, что закон об иностранных агентах — кривой, сырой и избирательный. То есть, по сути, это просто рычаг цензуры. И главный вопрос, который мы не хотим задавать: кто будет следующим?
О том, как государство ведет себя по отношению к СМИ как ГКЧП, читайте тут
Главные редакторы независимых медиа составили пакет предложений и поправок к закону и направили его в Кремль. Мы, журналисты, увы, не можем просто отменить этот закон, но всегда лучше знать, за что именно тебя казнят. А не просто угадывать. Ну и уже хотелось бы точно знать, что такое политическая деятельность, а что лоббизм? В Кремле пакет получили, Песков пообещал, что его рассмотрят. И хотя у всех признанных агентов шансы на исключение из реестра скорее отрицательные, у «Дождя» они чуть выше нуля. Впереди еще апелляция.
Предлагаемые изменения читайте тут
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
• Еще одна новая репрессия была внедрена в России на прошлой неделе — МИД России объявил нежелательным иностранцем стендап-комика Идрака Мирзализаде. Историю вы знаете. Проходная шутка на концерте еще 1 марта, потом «общественность возмутилась», артисту начали угрожать, потом избили. Потом арестовали на 10 суток. А потом — бац! — пожизненная нежелательность. Что это? Откуда? В законе об этом ничего нет. Когда мигрантов выдворяют на родину, суд хотя бы делает вид, что соблюдает процедуру. А тут даже вид никто не стал делать.
Комик Идрак Мирзализаде у здания Таганского районного суда. Фото: РИА Новости
Юлия ЛАТЫНИНА: |
— Дело не в Идраке. Даже не сомневайтесь. Перед нами обкатка новой технологии. Кого-то из креативных политических пиарщиков очень вдохновили успехи талибов (группировка признана террористической и запрещена в России. — Ред.), с одной стороны, и cancel сulture — с другой, и они решили скрестить ужа с ежом, а заодно и обмотать всю эту конструкцию отечественной колючей проволокой (письма трудящихся с требованием гневно осудить врагов народа никто не отменял).
Кто-то посмотрел на снижающийся уровень жизни населения, прикинул, какая огромная энергия зависти, беспричинной злобы, комплекса неполноценности должна копиться в миллионах и миллионах, и решил этой энергией попользоваться в государственных целях, организовав интернет-Донбасс и интернет-«Талибан» («Талибан» запрещен в РФ).
А позавчера закрыли въезд на сорок лет (ну хоть не пожизненно!) Саиданвару Сулаймонову — у него таджикский паспорт. А работал он в штабе Андрея Пивоварова, бывшего директора «Открытой России» (признали нежелательной, организация самораспустилась, Пивоварова судят за сотрудничество с нежелательной организацией).
• Противно еще и то, что роль «возмущенной общественности» и добровольных стукачей, по доносам которых проводят проверки на иноагентство и т.п., взяли на себя какие-то картинные мудаки типа «Мужского государства» или Александра Ионова с Вячеславом Бородиным.
На «Медузе» (признана иноагентом после доноса как раз) вышло отличное расследование Лилии Яппаровой о том, кто они такие и откуда взялись. Вот, например, Ионов — он не только на «Медузу» донос написал, но еще и на «Важные истории», и на «Новую газету» — так вот, этот Ионов не скрывает, например, что хочет войти в историю. Пусть как доносчик, но войти.
То есть это не просто мудаки, а мудаки с претензиями.
Почитайте, очень познавательное чтение (ссылку не ставлю из-за дебильного закона, чтоб не распространять контент «иноагента». Текст называется «Вы — враги Отечества. Вас на столбах вешать надо»).
Ну и напоследок немножко о «дворцовом деле». На фоне всех этих политических дел о нем почти забыли. А зря. Это до сих пор самое масштабное дело России. По стране, напомню, после январских протестов были задержаны десять тысяч человек. В итоге — 134 уголовных дела.
ОВД-Инфо собирает информацию и оказывает поддержку фигурантам.
По данным на 1 сентября, 16 человек получили реальные сроки. Еще пятеро — ждут апелляции. Но все же для статистики — 53 человека получили штрафы и исправительные работы.