«Голос» стал первым в реестре незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента. Опрошенные РБК эксперты предупредили, что в новый список может попасть почти любая инициативная группа
Минюст включил движение в защиту прав избирателей «Голос» в новый реестр незарегистрированных общественных объединений, которые выполняют функции иностранного агента.
Соответствующая запись появилась в реестре Минюста. «Голос» — первая включенная в него организация.
В реестре указано, что «Голос» финансировала гражданка Армении.
«Будем работать, как работали, будем маркировать материалы», — сказал РБК сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц.
По словам эксперта движения Василия Вайсенберга, формат работы незарегистрированного движения, объявленного иноагентом, никак не регламентирован. «Мы не получали никаких документов, никто нам ничего не говорил, будем пока смотреть по ситуации, работа не заканчивается», — подчеркнул он.
О том, что Минюст создаст новый реестр, стало известно в феврале. До этого Минюст вел два других реестра — зарегистрированных некоммерческих организаций и СМИ, выполняющих функцию иноагентов. В последний реестр в конце 2020 года также включили список физлиц-иноагентов.
Незарегистрированные общественные объединения — иноагенты должны будут предоставлять отчетность в Минюст, в котором нужно указывать перечень мероприятий и программ, а также финансовые поступления и расходы, рассказала РБК глава совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская. «При этом с точки зрения закона непонятно, какие вообще могут быть средства существования, так как у незарегистрированных объединений не может быть счета», — указала она. Милославская добавила, что объединению-иноагенту требуется также маркировать распространяемую информацию. В противном случае может последовать штраф, однако кто именно из объединения будет нести ответственность — вопрос открытый, так как в незарегистрированном движении не может быть должностных лиц, отметила юрист.
Риск быть привлеченным к административной ответственности есть у тех, кто выступал от имени незарегистрированного объединения или был активен в социальных сетях, рассказал РБК юрист Максим Оленичев. Он отметил, что госорганы зачастую освобождаются от доказывания причастности человека к движению.
В реестр незарегистрированных объединений — иноагентов может попасть почти любая инициативная группа, добавил Оленичев. По его словам, численность таких инициативных групп значительно выросла после принятия закона об НКО-иноагентах. «Сейчас в качестве движений или проектов действуют «Агора», «ОВД-Инфо», а также все ЛГБТ-движения, в частности Российская ЛГБТ-сеть. Их всех потенциально могут включить в реестр», — заключил он.
Минюст признал ассоциацию в защиту прав избирателей «Голос» и одноименную общественную организацию в защиту демократических прав и свобод иноагентами в 2013 году. В ведомстве заявили, что «Голос» занимается политической деятельностью и получает финансирование из-за границы. Поводом для обвинения стал перевод на транзитный счет ассоциации денежной части премии Сахарова, которую ей присудил Хельсинкский комитет. В то же время ассоциация тогда отказалась получать награду и причитающиеся деньги.
Что касается политической деятельности, то в ходе одной из внеплановых проверок управление Минюста установило, что ассоциация «фактически осуществляет свою деятельность» через газету «Гражданский голос», корреспонденты которой «формируют общественное мнение путем участия в подготовке репортажей, заявлений, докладов и иной информации, размещенной на сайте незарегистрированного движения, сообщали «Ведомости».
В 2016 году суд постановил ликвидировать «Голос» по иску Минюста. После это он продолжил работу как незарегистрированная организация.
Как сообщается на сайте движения, «Голос» «обучает наблюдателей, поддерживает работу федеральной горячей линии и онлайн-сервисов, оказывает избирателям юридическую помощь, участвует в совершенствовании избирательной системы, проводит долгосрочное и краткосрочное наблюдение за выборами». Однако в июне вышло обновленное положение от Общественной палаты. Согласно ему, НКО- и СМИ-иноагенты не имеют права наблюдать за выборами. Организации-иноагенты также не могут выступать с инициативой о проведении референдума, участвовать в избирательных кампаниях и кампаниях референдума, а также препятствовать выдвижению и избранию кандидатов.