29 апреля 2021 на территории "Дальнегорского ГОКа" погиб 33-летний электромонтер ДХК "БОР". Происшествие расследовалось должным образом. По закону родным положена выплата из Фонда обязательного медицинского страхования в размере 1 млн руб., однако получить ее они не могут - погибшего не признают работником предприятия. Технический инспектор труда ФППК Валерий Онисенков считает, что это лишь одно из последствий выявленных на "БОРе" проблем, которые продолжают расти, как снежный ком.
Конкурсный управляющий ДХК "БОР", наделенный полномочиями руководителя, сообщил, что не располагает сведениями о наличии трудовых отношений между погибшим сотрудником и предприятием. По его словам, документы о допуске электромонтера к работе, наряды - не подписывались. Более того, член комиссии по расследованию этого происшествия, замначальника отдела производственного контроля, который подписал акт комиссии, также не является работником предприятия.
Если верить конкурсному управляющему, то у него на предприятии трудятся только четверо работников, остальных двух тысяч человек, которые ежедневно ходят на работу и получают зарплату, по документам нет.
Дело в том, что в Дальнегорске после начала банкротства АО «ГХК «Бор» появилось две компании: ООО «ДХК «Бор» и ООО «Дальнегорский ГОК». Юридически все работники оформлены в первом, но фактически трудятся на втором.
- По сути, погибший сотрудник ДХК "БОР" фактически был "сдан в аренду", как и большинство его коллег, другому предприятию - "Дальнегорскому ГОКу". И мы видим в этом признаки заемного труда, запрещенного трудовым законодательством. Странно другое: почему молчала прокуратура, когда профсоюзы били в колокола и прогнозировали подобные проблемы, озвучивая нарушения трудовых отношений на предприятии? - недоумевает Валерий Онисенков.
Первые звоночки прозвенели еще в апреле 2019 года, когда работающих пенсионеров "Дальнегорского химического комбината БОР" (а это 960 человек на тот момент) уведомили, что часть из них будет получать уменьшенные пенсии, а некоторым и вовсе отказали в выплате пенсии по специальному стажу, из-за не включения в него отдельных периодов работы на комбинате.
Причину выяснили быстро - это отсутствие на предприятии руководителя или уполномоченного лица, которое имело бы право подписывать сведения о трудовом стаже и начисленных страховых взносах в Пенсионный фонд.
- Начиная с июня 2017 года в ДХК "БОР" отсутствует генеральный директор - уполномоченное лицо, имеющее право подписывать отчетные формы от имени предприятия. Собственник по этому поводу не предпринимает никаких мер. Надзорные органы Дальнегорского городского округа почему-то тоже, - поясняет руководитель департамента социально-трудовых отношений Федерации профсоюзов Приморья Лариса Белова.
В 2019-м на защиту работников встала профорганизация "БОРа", обратилась в суд, проинформировала краевую власть, и тогда работающим пенсионерам удалось помочь. Но было ясно, что это временное затишье, и новые проблемы - не за горами.
С тех пор сменился конкурсный управляющий, который фактически находится в Башкортостане и "на всякий случай" отозвал какие-либо доверенности на право подписи любых документов, в том числе отчетности в Пенсионный фонды, ФОМС. И у "боровцев" уже возникали проблемы с оплатой больничных листов (во время пандемии это особенно актуально), выплатой детских пособий, досрочному уходу на пенсию.
- Пока в ручном режиме отдельные вопросы профсоюзу удается решать, но проблемы копятся и в любой момент могут лавинообразно обрушиться и дестабилизировать обстановку в Дальнегорском городском округе. А в этом, уверен, не заинтересованы ни собственник предприятия, ни конкурсный управляющий, ни органы муниципальной власти. Мы озвучивали прямое нарушение трудового законодательства в профсоюзном мониторинге, размещали информацию об этом в СМИ. И полномочия для устранения проблемы у надзорных органов есть. Рассчитываем на их оперативную реакцию, - сказал Валерий Онисенков.