Как уже сообщили «Новые Известия», на Кубе начались массовые протесты против властей, в них приняли участие тысячи человек. Люди вышли на улицы в десятках кубинских городов. Участники протестов выступили против ухудшения экономической ситуации в период пандемии, потребовали экономических и политических свобод, отставки властей и доступа к вакцинам против коронавируса. Люди выражают недовольство перебоями в поставках электроэнергии и продуктов питания. Протестующие скандируют «Свободу!» и «Долой коммунизм!». По данным СМИ, в последний раз кубинцы выходили протестовать на улицы в 1994 году. Тогда акции проходили лишь в Гаване и были быстро подавлены.
Протесты начались на фоне роста количества заболевших. Президент Кубы Мигель Диас-Канель обвинил в беспорядках Америку, а помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан, в свою очередь, заявил, что Вашингтон предостерегает власти Кубы от насилия в отношении протестующих.
В нескольких городах республики митингующие разгромили магазины. Сообщается о нескольких задержанных.
В город Сан-Антонио-де-лос-Баньос, находящийся в 24 км к югу от Гаваны, где начались массовые манифестации, приехал президент. Диас-Канель призвал защитников Кубинской революции выходить на улицы для предотвращения провокаций против властей, отметив, что США поощряют распространение идеи о том, что правительство якобы не может контролировать сложную эпидемиологическую ситуацию на острове.
По последним данным, на Кубе инфицирован коронавирусом 238 491 человек, скончались 1537.
Сетевой аналитик Егор Седов комментирует эти события:
«Не надо удивляться, что протестующие на Кубе - за некий "истинный коммунизм".
А они что-то другое видели, знают?
В СССР перестройка начиналась именно как "возвращение к ленинским нормам", искаженным Сталиным и последователями.
В Новочеркасске восставшие шли под портретами Ленина. Что не помешало в них стрелять.
Антикоммунистический переворот в головах может наступить очень-очень быстро.
Кубинский "президент" Диас-Канель выступил с обращением к сторонникам режима выйти против протестующих.
Проще говоря, режим сам провоцирует столкновения. Используя при этом парамилитарные формирования - "швондеровские домкомы".
И еще. Люди грабят магазины. Пишут - "туристические". Т.е. надо понимать, аналоги "Березки". И что хватают? Газировку, печенье... Дефицитные для Кубы товары. Это надо было довести страну до такого состояния, чтобы все это стало дефицитом!
Зато при Кастро лезли в Эфиопию, в Анголу, помогали людоедским режимам за тридевять земель. Ничего не напоминает?
Вообще, такое впечатление, что режим продержался так долго только на антискрепности - секс был, зато "проклятия памяти", столь любимого некоторыми римскими императорами, советскими цензорами и "новоэтиками", были не слишком распространены (это так, к вопросу полной неполезности "скрепной морали" для всех, и для государств - тоже). Но какой секс, когда еды-то нет?! Каких авторов можно читать на голодный желудок?!
Так вот. Если кто-то посмеет сравнивать эти грабежи с прошлогодними BLM-художествами, то заранее не просто говорю, а утверждаю: ДА, ЭТО - ПРО ДРУГОЕ!
Погромщики в Лондоне несколько лет назад тащили из магазинов плазменные зомбоящики. Погромщики в США вполне могли позволить себе вот просто так взять и купить печенье с газировкой. А вот на Кубе оно не так. Потому и про другое…»
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян посмотрел на кубинский кризис с еще одного ракурса:
«Непосредственная причина волнений — всплеск заболеваемости (невысокий, но достаточно динамичный, который усугубляется масштабными слухами) на фоне серьезной деградации знаменитого кубинского здравоохранения. Плюс хронические экономические проблемы и крайне неудачное решение о запрете для «челноков» перевозить из-за рубежа более одного места багажа груза. «Челночество» - почти единственный легальный способ не только зарабатывать, но и доставлять в страну дефицитные товары, список которых огромен.
Проблемы Кубы синхронизированы с проблемами Венесуэлы, так как по сути, это один режим. Куба получает из Венесуэлы и нефть, и доллары в обмен на силовую и организационную поддержку режима Мадуро. Венесуэльский режим — это по факту просто банальный наркокартель, причем в буквальном смысле этого слова плюс профсоюзная мафия, контролирующая экспорт нефти. Венесуэльская верхушка — это конгломерат двух ключевых преступных группировок: военные контролируют наркотрафик, профсоюзы (выходцем из которых является как раз Мадуро) — нефть.
Однако даже такой симбиоз не способен создать сколь-либо устойчивую конструкцию. Венесуэла превратилась в классическое несостоятельное государство, чудес не бывает — криминал всегда антагонистичен государству, даже если сам является государством. Еще раз — нам в России это известно лучше всех.
Соответственно, Куба лишилась последнего значимого источника ресурсов. А ее модель экономики и политического устройства несамодостаточна. Отсюда и деградация уже кубинского режима, что и ведет к накоплению неразрешимых проблем.
Неудивительно, кстати, что Рауль Кастро (хотя формально он уже не является политическим лидером Кубы) немедленно вылетел в Венесуэлу — видимо, будет пытаться выжать из партнеров хоть что-то, мотивируя вполне резонным соображением — если что, рухнем оба…»