Накануне Россия вместе с Великобританией, Португалией и Индией была вычеркнута из германского списка «областей с вариантами коронавируса». Россия была перенесена в другую группу не только потому, что и в Германии штамм «дельта» уже стал самым распространенным. Скорее, потому что немецкие ученые сомневаются в теории «дельты» в России.
Директор института вирусологии больницы «Шарите» профессор Кристиан Дростен заявил недавно: «Я вообще не уверен, вызвано ли высокое число новых заражений в России прежде всего вариантом «дельта». Или же причина этого – низкая активность мер по ограничению контактов, которого там не было уже долгое время, а также относительно низкое сопровождение этих мер вакцинацией».
Немецкие ученые сильно сомневаются и в официальных данных о пандемии, которыми Россия снабжает ВОЗ. Поэтому она перенесена во вторую по опасности группу «области с высоким количеством заражений». В нее входят страны с более 200 случаев на 100 тысяч человек за неделю или с недостоверными данными. В России официально около ста заражений на сто тысяч за неделю. Но в Германии этому никто не верит. NYT ранее опубликовала сведения о повышенной смертности за год. Россия оказалась на первом месте в мире и даже на 27% переплюнула США. Это исследование немцы учли.
Видимо, миф о штамме «дельта» помог нашему руководству немного признаться в том, что Россия все же не совсем победила коронавирус, оправдать введение QR-кодов и обязательной вакцинации. Однако этих мер уже ничтожно мало для того, чтобы остановить болезни и мор. По оценкам немецких ученых, начинать борьбу с пандемией в России уже слишком поздно.
Ранее директор эпидемиологического института имени Роберта Коха профессор Лотар Вилер сказал мне, что замедлить распространение коронавируса и обуздать пандемию без контактных ограничений, так называемых «public health measures», невозможно. Глава германского Совета по этике профессор Алена Бюкс сказала мне, что победить коронавирус без жесткого локдауна нельзя, но она не будет осуждать никого за не принятые вовремя меры. «В настоящих условиях для этого требуется большое мужество и решимость». Быть может, Россия вот уже больше года живет без ограничений, потому что как раз этих качеств ее политикам и не хватает? Ставка на вакцинацию и популяционный иммунитет не катит.
В новом исследовании института им. Коха говорится, что при учете штамма «дельта» для полного достижения массового иммунитета необходимо привить 85% населения. Раньше осени его и в Германии достичь невозможно. При этом в ФРГ уже вакцинировано более 40% населения полностью и почти 60% населения одной дозой! Посчитайте, сколько для этого нужно России.
Германская стратегия «ограничительные меры, вакцинация, тестирование» увенчалась успехом. Сейчас количество инфекций в Германии упало до 900 в день, количество заражений до 5 на 100 тысяч человек за неделю и коэффициент R не поднимается выше единицы. Несмотря на это ученые рекомендуют сохранять бдительность.
Массовая вакцинация началась в Германии в конце декабря 2020 года, однако до конца апреля страна жила в жестком локдауне. Это означало: школы и детсады на особом режиме; закрытие всех развлекательных и гастрономических заведений, промтоварных магазинов и торговых центров; все вузы и более трети учреждений на дистанционке, контактные ограничения в частных домашних хозяйствах, запрет встреч, массовых мероприятий, даже свадеб и похорон, а также церковных служб. Кроме того: дистанция и строгий масочный режим во всех общественных местах. Маски высокой степени защиты FFP2 строго обязательны везде до сих пор! В Германии их носят все. В Москве я их видела три раза. Почему в России люди не понимают опасности коронавируса?
Новейшее научное исследование медиков университета в Майнце показало: даже во время вакцинации остается риск для всего населения. Директор института клинической эпидемиологии профессор Филипп Вильд подчеркивает главные результаты исследования: важнейшими превентивными мерами остаются дистанция и маски. Кроме того, профессор Вильд выступает за дальнейшее систематическое тестирование, в том числе и привитых граждан. Хотя перенос ими инфекции маловероятен, однако риск остается. В результате исследований выяснилось: более 42% граждан не знали о том, что были переносчиками вируса! С помощью быстрых антигенных тестов можно осуществлять контроль над развитием пандемии.
Именно они помогли в Германии открыть школы в конце апреля. Благодаря им стало возможно посещение парикмахерских, косметических салонов и промтоварных магазинов. Все быстрые тесты оплачиваются государством. При этом немецкие ученые считают бессмысленными анализы на антитела. На них незачем тратить время, лабораторные мощности и деньги. В России же это – главный инструмент «против коронавируса».
Один из аргументов против локдауна в России: предотвращение экономического коллапса. Ученые-экономисты мюнхенского института ifo считают ложным «тезис целевого конфликта между здоровьем и экономикой». Многочисленные исследования доказывают, что «меры по быстрому преодолению и подавлению пандемии не приводят к падению экономического развития, а напротив, могут служить оздоровлению экономики». Экономический спад в основном как раз объясняется «несдерживаемым локальным процессом пандемии». Без жестких ограничительных мер потребление значительным образом падает.
Исследования ifo показали, что отмена ограничительных мер в ФРГ в октябре и ноябре 2020 года привела к большому количеству жертв и самому ощутимому экономическому ущербу во время пандемии. Немецкие экономисты приходят к выводу: «в среднесрочной перспективе экономически выгодно путем защитных мер и временно ограниченной экономической активности под контролем уменьшить количество заражений, чтобы таким образом позволить системе общественного здравоохранения контролировать пандемию».
Кроме того, оптимальная экономическая стратегия предполагает «стабильность достигнутой пандемической ситуации, при которой происходит снятие ограничений». Потому что «из-за слишком быстрых послаблений грозит новое повышение заражений. Это приведет к громадным экономическим потерям – из-за высокой неуверенности и новых опасностей для экономической активности».
Почему в России локдаун исключен? Почему никто не носит маски? Почему вместо быстрых антигенных тестов на предприятиях делаются тесты на антитела? Почему ставка лишь на вакцинацию? Мы сами против себя? Против своей экономики, своего народа? Против науки? Против жизни?