Темпами последней не очень довольны власти — могли бы вакцинироваться поактивнее. Но, несмотря на все усилия и рекламу, все равно количество привитых не превышает 5%. Что уж говорить о массовом иммунитете, для которого необходимо минимум 70% — как в Израиле и скоро будет в Штатах.
Уже почти на каждом углу есть прививка Спутник-V, с марта появилась ЭпиВакКорона, КовиВак и Спутник-лайт. Выбирай — не хочу.
Создатели вакцины «ЭпиВакКорона», сотрудники новосибирского ГНЦ «Вектор», скромно назвали свое детище самой безопасной и, да что там, самой действенной вакциной в мире. Эффективность оценили в 100%. Так и говорили: сто.
Мы решили изучить принцип действия этой новой технологии. Ирина Тумакова поговорила с биологами, врачами, добровольцами. И выяснилась масса интересных подробностей. Ну например, что в массовое производство вакцина была выпущена до завершения испытаний. Как это возможно? Ну когда очень хочется, то можно.
Один из основных авторов вакцины — завбиотехнологии «Вектора» Александр Рыжиков. А директор производящей вакцину компании ООО «Эпивак» и владелец интеллектуальной собственности — по совпадению — Евгений Александрович Рыжиков, сын сотрудника ГНЦ.
А еще среди авторов значится Анна Юрьевна Попова. СМИ называли ее полной тезкой, но нам в официальном ответе подтвердили: не тезка, а сама и есть — глава Роспотребнадзора, кандидат медицинских наук. И да, на разработку этой вакцины правительство выделило два миллиарда рублей.
Но самое обидное во всей этой истории: у многих привитых «ЭпиВакКороной» добровольцев антитела так и не появились. Автор Рыжиков предложил, что, может, прививаться надо было не два, а три раза? Но похоже, что нет.
Успех вакцины и эффективность объясняют уникальной технологией, ведь это первая пептидная вакцина. Как рассказали в «Векторе», они разными пептидами S-белка коронавируса иммунизировали кроликов, для дальнейшей работы выбрали те пептиды, что дали у них максимум антител.
Правда, такой метод биологи и эксперты «Новой» считают некорректным.
Шесть разных лабораторий провели эксперименты с пептидами. Выяснилось, что антитела людей, переболевших ковидом, почти никогда не узнают пептиды «Вектора».
Это значит, что антитела провакцинированных «ЭпиВакКороной» людей, выработанные на эти пептиды, скорее всего, не узнают S-белка вируса, то есть не смогут противостоять вирусу.
Тут, в общем, два варианта. Или это научная ошибка (такое бывает при скоропалительных исследованиях). Или — выгода тех, кто знал об ошибке и неэффективности, но передал вакцину в массовое производство?
Ошеломительное исследование Ирины Тумаковой про новый дорогостоящий фуфломицин отвечает на все эти вопросы.