На днях у Медузы один за другим вышли два материала, в которых снова упоминаются обыски в присутствии несовершеннолетних. Первый — в городе Заринск (Алтайский край) омоновцы по ошибке выломали дверь в квартиру матери двоих детей. Оказалось, они искали женщину, которая не живёт по этому адресу уже семь лет. В квартире находились девятилетняя девочка и шестнадцатилетний мальчик. Всё по уже сложившейся «классике» — в семь утра подолбили в дверь, навели шума и страха, после чего выпилили входную дверь болгаркой и группа здоровенных мужчин в масках ворвалась в жилище с целью обыска. Ну а потом — «ой, ошибочка вышла». «Представители городского ОВД… составили протокол осмотра квартиры и пообещали компенсировать женщине установку новой двери». Ну вот так вот — ошибочка и дверь поменяем. Какая щедрость. Дверь-то, может быть, и купят новую. А как компенсировать причинённый вред психическому здоровью? Его в магазине не продают.

Второй материал — про обыск у Марине Азизбекян, матери редактора студенческого журнала Doxa Армена Арамяна. Там в полседьмого утра в квартиру постучали под предлогом «соседи», после чего вошёл участковый с группой неизвестных людей. «Пошли сами по комнатам, разбудили моих детей. В одной комнате спала 16-летняя дочь, во второй — 14— и 21-летний сыновья. Дети спросонья вообще не понимали, кто эти дяди… Они рассыпались по комнатам, двух несовершеннолетних детей заставили сесть на диван и не шевелиться» — рассказала Марине Азизбекян. Также она сообщила о плохом самочувствии дочери в связи с обыском.

Что происходит с детьми в таких ситуациях я уже писала неоднократно. Самое главное — утрата чувства безопасности, которое необходимо каждому ребёнку для благополучного психического развития. Стрессовые ситуации вызывают тревогу, заставляя довольно длительное время после случившегося жить, опираясь и оглядываясь на полученный негативный опыт в ожидании возможного повторения. Такое состояние способно существенно пошатнуть психическое здоровье, привести к неврозам и тревожно-фобическим расстройствам. Но только взрослый человек, как правило, способен к всестороннему анализу и оценке произошедшего, прогнозированию и принятию превентивных мер, а дети в силу несформированности такой способности — нет. Кроме того, ребенок не должен быть наказан за действия взрослых.

Ситуации силовых обысков с вторжением в квартиру неизвестных лиц, выпиливанием дверей, когда следом вбегают «дяди в чёрных масках» и укладывают всех носом в пол, дети часто расценивают как нападение. В моей практике был ребенок, который пребывал в уверенности, что в дом ворвались бандиты и сейчас всех убьют. Его отца задержали и вывели из квартиры, обыск продолжился, в результате чего ребёнок подумал, что папа «испугался и убежал, бросив их с мамой одних». В эти моменты дети ищут защиты от родителей, которые сами находятся в беспомощном состоянии. Именно в этот момент происходит разрушение и утрата того самого крайне важного для нормального развития ребенка чувства безопасности. Доверие к миру утрачивается, дом уже не является крепостью, родитель уже не защитник. Дальше всё индивидуально. Чаще всего — повышенная тревожность, страхи, нарушения сна и коммуникаций, невротические реакции, проблемы с обучением, развитием и здоровьем, что ухудшает качество жизни ребенка.

Дети в силу естественных возрастных особенностей часто не могут справиться с последствиями стрессовых ситуаций без помощи специалистов. Например, четырнадцатилетняя девочка после вторжения в её квартиру рассказывала, как уже год не может сосредоточиться на занятиях в школе, зная, что после уроков надо идти домой, а там ей страшно. Десятилетний мальчик выбежал из дома, не сумев справиться с тревогой и попал под машину. Я часто сталкиваюсь с такими последствиями как логоневрозы (заикание), энурезы, регресс в развитии, например, когда пятилетний ребёнок на фоне стресса утрачивает приобретённые навыки и его поведение начинает соответствовать возрасту двух-трех лет. Или дети с ограниченными возможностями здоровья — аутизм, детский церебральный паралич и пр., с которыми любящие родители активно занимались и добивались частичной компенсации трудностей, но после стрессовой ситуации все многолетние достижения просто обнулялись. И новая дверь этих проблем не решит.

Напоминаю, что у нас до сих пор отсутствует регламент проведения процессуальных действий задержания и обыска в присутствии детей. Нет его. Могут ворваться в дом к любому, как мы видим, даже по ошибке. Напугать детей, которые ни в чем не виноваты, подорвать родительский авторитет, причинить существенный вред психическому здоровью. Родителей могут задержать и увезти, оставив детей одних в квартире или прямо на улице. Законодательно порядок действий обысков и задержаний в присутствии детей у нас нигде не прописан, а значит, как действовать в таких ситуациях, правоохранительные органы не знают. Инструкции же нет. Отдельного внимания требуют их действия при задержаниях самих подростков.

Скоро год, как я рассказываю о необходимости внесения поправок в Закон о полиции и Уголовно-процессуальный кодекс по поводу силовых задержаний и обысков в присутствии детей. О необходимости учитывать наличие ребёнка при процессуальных действиях, оценивать риски и обеспечивать его безопасность. Когда задержание и обыск проходят по ненасильственным преступлениям, жизни и здоровью ребенка и окружающих не грозит опасность, то в большинстве случаев «маски-шоу» неактуальны, а минимизировать риски для психического здоровья ребёнка вполне реально. С каждым разом этой проблемой интересуется всё больше людей. Меня поддержали руководитель судебной практики Александр Мальцев и юрист Виолетта Фицнер из Института права и публичной политики, правозащитницы Мари Давтян, Мария Эйсмонт, Ева Меркачева, президент благотворительного фонда «Юристы помогают детям» Виктория Дергунова, политолог Екатерина Шульман, президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская и другие неравнодушные люди. В нашей стране процесс изменений к лучшему не происходит быстро, но я верю, что у нас получится. Официальная статистика пострадавших детей при обысках и задержаниях в России не ведётся. Если вам известно о таких случаях, пожалуйста, напишите мне: [email protected] https://www.facebook.com/sudexpsy