Когда я в 1990-е учился на военной кафедре НГУ, моя военно-учетная специальность была «военный психолог» (или психолог полка). Одна из тем занятий, которая мне очень запомнилась, была о важности обеспечения нормального сна личного состава. Это входило бы в мои обязанности – следить за тем, чтобы командиры рот в моем полку обеспечили солдатам непрерывный восьмичасовой сон. Это несколько раз подчеркивалось: нормальный сон важен для психологического здоровья солдат и сокращения числа самоубийств. Во время боевых действий количество часов сна может быть сокращено. Но даже в самых экстремальных условиях моя задача как психолога полка была бы в том, чтобы заставить командиров дать солдатам спать хотя бы 4 часа в сутки, причем сон должен быть непрерывным. По 4 часа в сутки солдаты могут спать не более недели. Потом им нужно обязательно обеспечить хотя бы несколько дней подряд сон не менее 8-и часов подряд. Если этого не сделать, то у них вначале наступают временные нарушения психики. Если человек нормально не спит в течение долгого времени, нарушения психики становятся постоянными. Как нам по-простому объяснял подполковник, который читал лекции, солдаты от постоянного недосыпа превращаютсяся в «психованных дурачков».

Потом необходимость непрерывного сна я прочувствовал на себе. У меня пятеро детей, и любой знает, что маленький ребенок – это много бессонных ночей, особенно в первые месяца жизни младенца. Если таких ночей случается несколько подряд, тебе кажется, что ты готов отдать все, чтобы просто тихо и спокойно поспать. С маленькими детьми эту проблему всегда удается решить. Ты понимаешь, что это относительно короткий период, и всегда можно договориться с другим родителем, чтобы поспать днем.

Алексея Навального уже в течение длительного времени пытают отсутствием нормального сна. Невозможно выспаться, если тебя каждый час будят, светят фонариком и голосом зачитывают стандартный текст. Днем выспаться (как у родителей младенцев) ему тоже нельзя – распорядок дня не позволяет. Пытка отсутствием сна – одна из самых жестоких и изощренных. Человек медленно теряет волю и психическое здоровье. Подобную пытку никто не может выдержать в течение длительного времени, даже такой смелый и волевой человек, как Навальный.

Навального не только пытают отсутствием сна, но и не дают доступ к базовой медицинской помощи – у него уже серьезные проблемы с ногой. Почему я уверен, что указание пытать Навального поступило из самых высших эшелонов власти, а именно от Владимира Путина? Мы достоверно знаем, что Навального отравила ФСБ. Есть признания офицера ФСБ, который участвовал в операции (и которое никто из властей не опроверг). Есть и международное признание этого факта. Помимо санкций против высших должностных лиц со стороны Великобритании, ЕС и США, есть прямое утверждение президента США: он считает Путина убийцей. Понимая, что к узнику №1 приковано внимание всего мира, никакой начальник колонии не стал бы заниматься подобной самодеятельностью. Если с Навальным что-то случится, будут новые санкции против высшего руководства страны. Из этого следует, что указание пытать Навального было отправлено с самого верха тем, кто на одну чашу весов может положить новые санкции, а на другую — удовольствие запытать Навального. Вторая чаша перевесила. Единственный человек в России, у которого есть полномочия сделать подобный выбор, – это Владимир Путин.

Зачем Путин пытает Навального, несмотря на огромные возможные издержки в виде новых санкций? Путин уже пытался по-тихому убить Навального, чтобы устранить политического конкурента. Попытка провалилась. Теперь он хочет сделать из Навального инвалида. Не только в физическом смысле – из-за неоказания медицинской помощи Навальный может потерять ногу, но и в психиатрическом смысле. Если Навального продолжат пытать отсутствием сна, через несколько месяцев у него начнутся серьезные психиатрические проблемы. В этом, я уверен, и состоит план Путина. Сделать из Навального через несколько месяцев дурачка-калеку и выпустить его потом на свободу. К сожалению, у ФСБ как наследнице НКВД есть обширный опыт, как здоровых нормальных людей превращать за несколько месяцев в немощных калек. Я уверен, что именно поэтому друзья и коллеги Навального запустили кампанию по его освобождению. Важен каждый день.