22.03.2021. АПИ — Компании «Мегафон» и «МТС» оштрафовали за обман абонентов – завышение интернет-трафика с целью навязывания дополнительных услуг. Арбитражные суды подтвердили вменяемые правонарушения.
Жалобу на ПАО «Мегафон» подал житель Краснодарского края Галустян. Используемый им тарифный план «Все включено XS_12.16» включал 1,5 гигабайта интернет-трафика, по исчерпанию которого подключалась опция «Автопродление». Однако оператор завысил фактический расход трафика и списал с абонента 924 рубля до исчерпания основного пакета. В Роспотребнадзоре расценили такие действия как нарушение прав пользователя и наложили на ПАО «Мегафон» административный штраф в размере 20 тысяч рублей.
Оспаривая эти санкции, компания объяснила списание платы за услугу «Автопродление» техническим сбоем, после выявления которого спорная сумма была возвращена. Но служители Фемиды отклонили эти доводы: «Работа программного центра охватывается рамками предпринимательской деятельности оператора связи, и сбой программного обеспечения не является обстоятельством непреодолимой силы. Следовательно, основания для освобождения ПАО «Мегафон» от ответственности отсутствуют», – заключил Арбитражный суд Краснодарского края. К такому же выводу пришла и апелляционная инстанция.
Схожее дело было рассмотрено и в отношении ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). Являющаяся его абонентом уже 16 лет жительница города Удомля Кадрия Яковлева пользовалась опцией «Супер БитSmart», предусматривающей ежемесячную квоту интернет-трафика в 3 гигабайта. По ее исчерпанию был подключен дополнительный пакет в 500 Мбайт, за который с абонента списали 75 рублей. Впоследствии в течение дня пользователь использовала аж 11 дополнительных пакетов, а ее задолженность составила 835 рублей. Отклоняя претензию клиента, оператор подтвердил корректность предоставления услуги и тарификации.
В ходе проведенного административного расследования Роспотребнадзор проверил детализацию соединений и, просуммировав первые 632 сессии, насчитал только 2,625 Гб. То есть дополнительный пакет был включен до исчерпания основного. В таком же порядке оператор подключал и все последующие пакеты. Квалифицировав такую политику оператора как обмен потребителя, надзорный орган наложил на ПАО «МТС» 20-тысячный штраф.
В суде компания фактически не отрицала, что новые пакеты включались до исчерпания предыдущих: «Выявленные во время проверки нарушения, выразившиеся в обсчете потребителя и ином обмане потребителя относительно оказываемой услуги, образуют состав правонарушения», – отмечается в решении Арбитражного суда Тверской области.
В пресс-службе ПАО «Мегафон» АПИ подтвердили факт некорректного начисления средств в результате кратковременной ошибки в работе биллинга. «Специалисты оперативно выявили и устранили техническую ошибку, абоненту вернули списанные средства», – констатировали в компании. В «МТС» не пожелали пояснить создавшуюся ситуацию.
Справка
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, услугами доступа в Интернет пользуются более 148 млн абонентов сотовой связи. Ежемесячный объем их трафика достигает 1,8 эксабайтов (миллиона терабайтов), средний расход одного клиента – 12 гигабайтов.