[править | править код]
Трибунал по Китаю (англ. China Tribunal) или Лондонский трибунал (London Tribunal) — некоммерческая неправительственная организация, созданная по инициативе «Международной коалиции по прекращению злоупотреблений при трансплантации органов в Китае» (ETAC; сооснователи — Дэвид Килгур, Дэвид Мэйтас и Итан Гутман[1])[2], в которую входят несколько десятков юристов, учёных, врачей, специалистов по этике, исследователей и правозащитников. Занимается общественными расследованиями случаев возможных злоупотреблений при трансплантации органов в Китае. Был создан в 2018 году в Великобритании, первоначально состоял из семи человек, которым было поручено выяснить, соответствуют ли действительности утверждения о насильственном извлечении органов у узников совести в материковом Китае[3][4].
Содержание
Предыстория[править | править код]
Трансплантационная медицина в материковом Китае является одной из наиболее развитых в мире. Первые операции по пересадке человеческих органов были проведены в Китайской Народной Республике в 1960-х годах, а в 2003 году количество таких операций превысило 13 тысяч в год и достигло максимума[5]. Это вызвало обеспокоенность некоторых врачей, учёных, общественно-политических деятелей и подозрения в насильственном изъятии органов у некоторых представителей этнических и религиозных меньшинств материкового Китая. По закону КНР запрещены принудительное изъятие органов для трансплантации и коммерческая торговля органами[6], однако допускается изъятие органов у приговорённых к смертной казни преступников с их предварительного согласия или разрешения их родственников[7]. Добровольность и осознанность согласия человека, оказавшегося в такой ситуации, также вызывает сомнения у ряда экспертов.
Участники[править | править код]
Трибунал по Китаю возглавляет Джеффри Найс (англ. Geoffrey Nice), бывший главный обвинитель Международного трибунала по бывшей Югославии, представлявший на нём обвинение против президента Югославии Слободана Милошевича.
Другие участники — Мартин Эллиот (англ. Martin Elliott), профессор кардиоторакальной хирургии Лондонского университетского колледжа, юрист Эндрю Ху (Andrew Khoo), в 2019 году возглавлявший комитет конституционного права Малайзийской коллегии адвокатов, юрист Регина Паулоз (Regina Paulose) из США, специализирующаяся на международном уголовном праве и правах человека, иранский юрист Шади Садр (Shadi Sadr), специалист по правам человека и основатель организации «Справедливость для Ирана», предприниматель Николас Ветч, поддерживающий правозащитные и образовательные НПО, американский историк Артур Уолдрон (англ. Arthur Waldron), занимавшийся исследованиями Китая, международных отношений, национализма, войны и насилия[8].
В качестве советника в деятельности Трибунала по Китаю принимал участие также лондонский юрист Хамид Саби, специалист по арбитражному судопроизводству и правам человека, ранее принимавший участие в деятельности Трибунала по Ирану, расследовавшего массовые убийства политических заключённых властями Исламской Республики Иран в 1980-х годах[8].
Решение[править | править код]
По вопросу о поддерживаемом властями Китайской Народной Республики насильственном извлечении органов для трансплантации Трибунал по Китаю заслушал показания более 50 свидетелей, в том числе медицинских работников, учёных, бывших заключённых, последователей Фалуньгун и представителей уйгурского мусульманского духовенства[9].
17 июня 2019 года Трибунал по Китаю принял окончательное решение, в котором говорилось, что «члены Трибунала уверены — единогласно и безо всяких сомнений — в том, что насильственное извлечение органов у узников совести, приводящее к многочисленным жертвам, длительное время практикуется в Китае»[a][10], и что каждый, кто имеет дело с властями КНР или их представителями — имеет дело с преступным политическим режимом[10].
В этом же решении Трибунал по Китаю установил, что[10]:
- в КНР многократно применялись пытки против уйгуров и последователей Фалуньгун;
- числовые данные, в том числе официальные данные КНР, демонстрируют нехватку добровольных доноров органов для выполнения такого количества трансплантаций, что дополнительно подтверждает существование недобровольных доноров;
- медицинские учреждения, занимающиеся трансплантацией органов, начали массово появляться в КНР раньше, чем добровольное донорство органов получило развитие;
- в ходе преследования Фалуньгун в КНР совершались преступления против человечности.
В заключительной части решения трибунал отметил, что «широкомасштабное принудительное извлечение органов осуществлялось по всему Китаю в течение многих лет» и назвал эту практику «беспрецедентным злодеянием, сравнимым с массовыми убийствами прошлого века»[10][11].
Оценки и критика[править | править код]
Реакция властей КНР[править | править код]
По словам адвоката Хамида Сабима, Трибунал по Китаю неоднократно приглашал для опроса представителей Китайской Народной Республики, в том числе ведущих китайских медиков и сотрудников посольства КНР в Лондоне, однако никто из них не откликнулся на приглашение[3][12].
Как сообщает The Guardian, китайский режим неоднократно отвергал подобные обвинения и ставит под сомнение выводы этого общественного трибунала, называя их политически мотивированными и неправдивыми. Однако никаких доказательств обратного китайской стороной представлено не было[13]. 17 июня 2019 года власти КНР заявили The Guardian, что «Китайское правительство всегда придерживалось руководящих принципов Всемирной организации здравоохранения в отношении трансплантации органов человека и в последние годы усилило контроль над трансплантацией органов. 21 марта 2007 года Госсовет КНР принял постановление о трансплантации человеческих органов при условии, что донорство человеческих органов должно осуществляться добровольно и бесплатно. Мы надеемся, что слухи не обманут британцев»[13].