21-01-2021
В начале 2020 года Иваново потрясла новость, в которую многие не поверили. Учителя, замдиректора школы, обладателя множества грамот, а также высшей общественной награды для педагогов «Орден детских сердец» задержали по подозрению в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении учеников.
Общественность разделилась на два непримиримых и по сей день лагеря: в первом оказались сторонники педагога, во втором — те, кто «что-то слышал о его пристрастиях», но почему-то до этого молчал.
Бывшему заместителю директора школы вменили три эпизода сексуального насилия в отношении ребенка, который не достиг 16-ти лет. Также ему поставили в вину вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление алкогольных напитков. С февраля 2020 года он находился в СИЗО.
У всех этих ужасных преступлений есть предыстория.
В 2000 году талантливый юноша Петр Преображенский поступил в ИвГУ на исторический факультет. Он хотел посвятить себя науке, увлекся романтикой археологических экспедиций.
- Фото из этих поездок попались на глаза его матери. От некоторых она пришла в ужас: оказалось, что ребята вдали от дома выпивали. Мать велела сыну перевестись на заочное отделение. Петр не смог ослушаться. Я знал его в те годы, как и всю его семью – она была очень верующей, - вспоминает Роман, однокурсник Петра, которого мне удалось разыскать через общих знакомых.
Одновременно с переводом на заочку Петр устроился на работу в школу, физруком.
В 26 лет он заявил матери, что намерен принять постриг. К религии его приобщила бабушка. Но родительница была против его ухода в монастырь, стала отговаривать сына. Все спрашивала, когда же он заведет семью: она мечтала о внуках. Но Петр ей на это отвечал: он, мол, боится, что от него будут «рождены уроды» (здесь и далее — цитаты из материалов уголовного дела. — Прим. ред.). Что именно он подразумевал, неизвестно.
Мать во время следствия утверждала, что у сына были большие комплексы по поводу лишнего веса. Он переживал, что не нравится противоположному полу. Она советовала ему познакомиться «с чистыми девушками при монастыре», для которых красота мужчины второстепенна, и выбрать среди них себе жену. Но дальше разговоров дело не заходило.
После окончания вуза Петр вырос в должности до завуча, а в 2017 году занял кресло директора школы. Вел у школьников разных возрастов историю, обществознание и мировую художественную культуру. И продолжал жить с мамой.
На одном из уроков у историка случился задушевный разговор с 11-классником Альбертом. Эта случайная беседа положила начало их долгой дружбе, которая в определенный момент, как утверждает следствие, перешагнула грань нормальных отношений ученика и наставника.
– Впоследствии Альберт рассказал нам, что Петр состоял с ним в сексуальной связи вплоть до момента задержания. Встречи происходили раз в месяц дома у учителя, — пояснил мне руководитель первого отдела по расследованию особо важных преступлений СУ СК России по Ивановской области Артем Сосновиков. — Но Альберт подчеркивает, что они вступили в половые отношения уже после того, как он окончил школу и стал совершеннолетним. Помимо секса, они проводили время вместе за распитием алкоголя, также Петр помогал «младшему другу» деньгами.
К 2019 году Преображенского понизили в должности до завуча без официального объяснения причин – но злые языки уже болтали разное…
В октябре 2019 года педагог написал в соцсети «ВКонтакте» короткое сообщение одному своему школьнику: «Изв» (предположительно: «Извини»). 15-летний адресат, Семен Неуклюжев, не понял, чего хотел учитель, да и вообще засомневался, он ли пишет или Петра взломали. Но ответил, спросив, что тому нужно. Завязался диалог. Оказалось, Петр пьян и ищет себе компанию. Неуклюжев согласился на предложение зайти в гости к завучу, но на всякий случай прихватил друга. Петр честно поинтересовался, сколько Семену лет (он точно не знал, учеников же много). Подросток уверенно соврал, что 16.
Матери Петра дома не было. По данным следствия, на троих учитель купил 6 бутылок пива по 0,5 литра. Приятель Неуклюжева сразу отказался от выпивки. Поболтали о том, о сем, потом погуляли по улице, а на прощание Петр, как рассказал Артем Сосновиков, обнял Неуклюжева и потрогал сзади. На следующий день учитель извинился: мол, был пьян. Семен не обратил на его действия особого внимания: его больше интересовало, правда ли, что он нравится девочке из своей школы — об этом ему сказал Преображенский. Педагог даже пообещал быть посредником между Семеном и его любовью.
Алкогольное рандеву вскоре повторилось. Семен рассчитывал получить бонусы за эти встречи на предстоящих экзаменах. В 2019 году учитель даже пригласил его на день рождения. 8 ноября днем подросток пришел в гости к Преображенскому, тот угостил его коньяком. Субтильного юношу мгновенно развезло. Его вырвало в коридоре, он не мог идти, и Петр уложил его на диван. На часах было около 18.30.
Тут домой явилась мать Петра. Она поскользнулась на рвотных массах в прихожей и ужаснулась. Заставила сына убраться в коридоре, а затем сказала ему, что так продолжаться не может, что загажен новый диван (гостя и на него успело стошнить), что она не готова видеть у себя дома подобные картины, и вообще ее отпрыску, 36-летнему мужику, пора съехать на съемную квартиру. Петр не мог себе этого позволить в силу финансового положения, однако согласился с матерью на словах — да, мол, неправ.
Неуклюжев вскочил с дивана, он был нетрезв, говорил разную ерунду. Петр увел его в свою комнату и уложил на собственную постель. Он раздел задремавшего юношу…
По данным следствия, Семен проснулся глубокой ночью и спросил Петра, почему на нем нет одежды. Учитель ответил, что школьник стащил ее сам, просто не помнит по пьянке. Подросток вызвал такси и уехал. Ему не давала покоя мысль о том, что про завуча в школе поговаривают разное: он опасался, что между ними что-то могло быть, пока парнишка находился в состоянии алкогольного беспамятства.
– Петр узнал из школьных документов, что его «фавориту» не исполнилось 16 лет. Но и это его не остановило. Он предложил Семену общаться «неформально», желал спокойной ночи и доброго утра в соцсети, слал признания, что он «никому не нужен», — продолжил рассказ Артем Сосновиков. — Именно эту переписку с недвусмысленными смайлами в виде поцелуев увидел на домашнем компьютере родной дядя Семена. Он снял сообщения с экрана на смартфон и отнес в правоохранительные органы.
После того, как Петра допросили в следственном комитете, он вернулся домой и сказал матери, что ему «лучше ночью умереть» (по материалам уголовного дела. — Прим. ред.). Она попыталась успокоить сына, но никак не получалось...
Эксперты не выявили у Петра расстройства сексуального предпочтения в форме педофилии, тем более, гомосексуальной. Психически он полностью здоров. Возможно, какой-то поведенческий дефект, опасения по поводу своей привлекательности для женщин пробудили в нем тягу к нетрадиционным связям, отметил Артем Сосновиков.
В уголовном деле фигурирует только один потерпевший – Семен. Петр признался в том, в чем его обвинили, и рассказал следователям недостающие детали. Как полагают в СУ СК, могли быть и другие жертвы, которым в настоящее время уже больше 18 лет. Но доказательств этого нет.
Семен пытался скрыть факт общения между ним и Петром, стерев всю переписку, когда узнал, что дядя ходил в полицию. Но с нее уже сняли скриншот.
29 декабря 2020 года Октябрьский районный суд вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении 37-летнего бывшего заместителя директора. Его признали виновным по трем статьям УК РФ. Во-первых, в мужеложстве или иных действиях сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшего, совершенных в отношении несовершеннолетнего. Во-вторых, в совершении развратных действий без применения насилия в отношении ребенка, не достигшего 16 лет. И, в-третьих, в вовлечении педагогическим работником несовершеннолетнего в систематическое употребление алкоголя. Педагога приговорили к 9 годам лишения свободы. 21 января 2021 года в Ивановском областном суде состоится апелляционное рассмотрение жалоб адвоката и осужденного, которые не согласны с приговором.
Арсений Тихонов, Иваново
(Все имена и фамилии, кроме имени и фамилии сотрудника СУ СКР, изменены по этическим соображениям. — Прим. ред.).