Париж, 21 декабря. ЮНЕСКО провела оценку мер, принятых правительствами в ответ на последствия кризиса COVID-19 для специалистов в области культуры и для сектора в целом. Эти последствия представляются более серьезными, чем предполагалось ранее, согласно данным, собранным Организацией и содержащимся в новом руководстве по вопросам политики.
По оценкам, по итогам на 2020 год, в киноиндустрии будет потеряно 10 миллионов рабочих мест (1), в то время как треть художественных галерей сократит свой персонал наполовину во время кризиса (2). Шестимесячное закрытие учреждений может стоить музыкальной индустрии более 10 миллиардов долларов США утраченных спонсорских взносов (3), в то время как мировой издательский рынок, как ожидается, сократится на 7,5% из-за кризиса, вызванного пандемией (4).
В ответ на кризис, который привел к закрытию огромного количества кинотеатров, театров и книжных магазинов и лишил артистов профессиональных возможностей, ЮНЕСКО разработала для лиц, ответственных за принятие решений, инструменты под названием «Культура в условиях кризиса: руководство по вопросам политики в интересах устойчивого творческого сектора». Этот документ является одновременно практическим руководством, призванным помочь правительствам в решении проблем, с которыми сталкиваются артисты и специалисты в области культуры во время пандемии, и содержит рекомендации в отношении того, как повысить устойчивость творческих отраслей в будущем.
«Сектор, на долю которого приходится 30 миллионов рабочих мест, борется за выживание и нуждается в нашей помощи», - заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле. «Культура помогла нам выйти из кризиса. Теперь мы должны помочь культуре и поддержать разнообразие, которому культура обязана своей силой».
Артисты часто работают на неформальной основе и остаются в стороне. Женщины, на которых приходится более высокая доля нестандартных рабочих мест в сфере искусства и культуры, особенно уязвимы в плане социальной и экономической незащищенности. ЮНЕСКО, способствующая целевым действиям по достижению гендерного равенства в этих секторах, представляет 15 ключевых мер по решению проблемы воздействия пандемии COVID-19 на сектор культуры.
В руководстве представлены три основных вида мер, предпринимаемых правительствами во всем мире: прямая поддержка артистов и профессионалов в области культуры, косвенная поддержка культурных и творческих отраслей и повышение конкурентоспособности культурных и творческих индустрий. Например, Уругвай и Зимбабве учредили фонды для поддержки артистов, Филиппины предоставили индивидуальную финансовую помощь сотням работников культуры, пострадавших от карантинных ограничений, в то время как Германия и Объединенные Арабские Эмираты заказали и приобрели произведения искусства в качестве формы оказания помощи и получения доходов для артистов.
«Мы должны не только поддерживать культуру в финансовом и политическом плане, но и предоставить ей место за столом политических переговоров», - заявил театральный режиссер Омар Аби Азар в ходе вебинара ЮНЕСКО ResiliArt в Ливане 10 сентября 2020 г.
С момента начала пандемии концерты и фестивали стали проходить в Интернете. Хотя исследования показывают, что пандемия COVID-19 ускорила это изменение, сократив его до трех месяцев вместо пяти лет, согласно некоторым источникам, руководство ЮНЕСКО напоминает о том, что около 46% населения мира не имеют доступа к Интернету (5), что лишает почти каждого второго человека доступа к искусству во время принятия карантинных мер.
В связи с пандемией ЮНЕСКО приступила к проведению глобального мониторинга для оценки, среди прочего, воздействия COVID-19 на культурный сектор с помощью инструмента в формате еженедельного бюллетеня под названием «Культура и пандемия COVID-19: влияние и ответные меры». Организация также способствовала глобальному диалогу между специалистами и артистами, проведя более 220 дебатов ResiliArt в более чем 75 странах, включая консультации с министерствами культуры, представителями гражданского общества и частного сектора. Все это легло в основу руководства для лиц, ответственных за принятие решений.