Вечером в четверг, 19 ноября, во Владивостоке был введён режим чрезвычайной ситуации. В пятницу, 20 ноября, на вторые сутки стихийного бедствия об аналогичном режиме заговорили уже на территории всего Приморского края. Для чего вводятся такие меры, разбирался VL.ru.

Решение о введении режима чрезвычайной ситуации на территории – крайняя мера, поэтому в каждом конкретном случае она принимается на уровне местных властей. Режим ЧС - юридический статус, который позволяет властям быстрее действовать в экстренной ситуации, быстрее и в большем объёме привлекать дополнительные силы – людей и технику для ликвидации последствий.

Во время режима ЧС полностью задействуется вся территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТП РСЧС) – региональный орган ГО и ЧС и управление федерального МЧС. Также включается в работу мэрия, все коммунальные службы и службы жизнеобеспечения – Примводоканал, ДГК, ВПЭС, Оборонэнерго и прочие. Впрочем, они и без режима ЧС работают над устранением аварий.

Помимо этого, в условиях официальной чрезвычайной ситуации снимаются некоторые административные формальности, в частности по проведению закупок и оплате расходов, необходимых для устранения последствий бедствия. Например, можно проводить закупки у единственного поставщика. То есть по меркам обычных торгов – практически мгновенно.

На случаи чрезвычайных ситуаций в местных бюджетах заранее формируется резервный фонд - своеобразная денежная кубышка на непредвиденные расходы. Из этих средств можно быстро оплачивать расходы, например, на оборудование пунктов временного размещения для пострадавшего населения, закупать оборудование и материалы.

Однако режим ЧС – не только полномочия, но и дополнительные обязанности для властей. Об этом говорит ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно статьи 18 граждане имеют право на обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Например, осенью владельцы участков и домов, которые затопил тайфун «Майсак», получили денежные компенсации. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций устанавливаются региональным правительством в соответствии с федеральными законами. Как правило, это делается уже после устранения острой фазы чрезвычайной ситуации. Поэтому в случае с нынешней стихией ни о каких компенсациях, например, владельцам пострадавших от падения столбов автомобилей, власти пока не говорят. Однако официальное введение режима ЧС позволяет населению претендовать на компенсации понесённых убытков, а местным властям – на финансовую помощь с федерального уровня.

Отметим, в зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации существуют различные уровни реагирования на ЧС. В постановлении мэрии Владивостока отмечено, что сейчас это местный уровень. В соответствии с федеральным законом, он как раз устанавливается решением главы города или поселения. Введение регионального ЧС и, собственно, регионального уровня реагирования не отменяет местных решений, но позволяет более оперативно координировать силы и средства уже краевого правительства.

Стоит напомнить, что в этом году режим ЧС в Приморье не вводился даже во время тайфуна «Майсак», который также доставил немало неприятностей жителям края. Однако последствия стихийного бедствия образца ноября 2020 года оказались намного масштабнее – вторые сутки тысячи приморцев остаются без электричества, воды и отопления. Прогнозов, когда удастся восстановить электроснабжение, пока никто не даёт.


Статья полностью: https://www.newsvl.ru/vlad/2020/11/20/194750/#ixzz6elw1biAn
Новости Владивостока на VL.RU