Когда долго сидишь в архиве, а достаточное количество материала уже набрал, внимание притупляется и подробно вчитываться в каждый документ всё сложнее, начинаешь лениться. Например, если речь о документах 20-х годов, начинаешь пропускать рукописные материалы, в которых иногда сложно разобрать буквы, а читать только напечатанные. Так и я, понимая, что главное (тот самый дневник) уже нашёл, просматривал оставшиеся документы чуть менее внимательно.
Листая рукописные страницы, я вдруг поймал себя на мысли, что одна из них написана замечательным прочерком. Я вернулся к ней и начал читать. Это был протокол допроса жителей села. В числе прочих были показания женщины, она рассказывала, как после начала голода исчезли все животные, как от голода и тифа умирали люди. Один из жителей предложил есть недавно умерших, остальные его не поддержали, но его это не остановило. Его осуждали, но ничего сделать с ним уже не могли. Он ел, а значит был сильнее. Потом ещё часть жителей села (женщина указывала национальность и вероисповедание каждого, ей или следователю это казалось важным) тоже увидели в съедении трупов единственный выход из ситуации. Вскоре село перешло на трупоедство. Но и трупы, пригодные в пищу, потом кончились.
А затем из соседних сёл стали ходить измождённые голодом дети, родители которых тоже умерли от голода. Но для оставшихся в живых это были уже не чьи-то дети, а способ выжить…
«Несколько дней спустя к нам двое мальчиков странников… и просились обогреться, один ушел, а другого мы задержали и в эту ночь мы его зарезали и съели, резал его мой муж 23 февраля … (неразборчиво) который кричал и очень долго бился и до этого мы зарезали еще Веру Шибилину девочку к нам которая пришла ночевать, а валенки мы с нее сняли и отнесли ее тетке Татьяне Акишкиной и ей сказали что у нас заболела и померла и мы ее схоронили».
Читал это, и у меня земля уплывала из под ног, буквально пол и потолок менялись местами. А когда пришёл в себя, заплакал. Таких историй в протоколе много, и записаны они были каким-то образованным человеком с понятным почерком со слов простых людей, которые ничего о себе не скрывали, потому что уже были в каком-то другом мире.
Когда я дочитал документ, я поклялся сделать всё возможное, чтобы как можно больше людей узнали и поняли, что тогда произошло на Южном Урале, как и почему люди были доведены до страшного состояния, как пришедшие им на помощь жертвовали собой (многие из тех, кто приехал спасать умерли от тифа и других болезней, а некоторые просто сошли с ума от увиденного). Узнали и поняли, чтобы такого больше никогда не происходило. Никогда. И нигде.
Для того, чтобы рассказать об этих важных страницах нашей истории, очень нужна ваша помощь.
Мы разделили бюджет фильма на три равные части:
1) Ядро, которое будет включать в себя съёмки в четырёх городах
2) Остальные съёмки в России и Казахстане
3) Съёмки архивов и исследователей темы в США и Великобритании, откуда приходила самая большая часть помощи, и где в архивах сохранились фото и даже кинодокументы.
Благодаря вашей невероятной поддержке нам уже удалось собрать первую треть средств — это те самые 100% на Планета.ру, но платформа позволяет собирать и дальше.
Чтобы поучаствовать в создании фильма, вы можете купить отличные книги, подаренные нашими товарищами для проекта, средства от продажи пойдут на съёмки.
Кроме прочих, я рекомендую вам обратить внимание на:
— Книгу Игоря Храмова об Александре Шмореле, который возглавлял подпольную антифашистскую организацию в Третьем Рейхе.Шморель родился в Оренбурге, а его отец возглавлял как раз одну из столовых, где кормили голодающих.
— Книгу Сергея Никитина «Как квакеры спасали Россию» о том, как члены религиозной организации натурально отправились в ад, филиал которого был тогда, например, в Бузулуке, для того, чтобы вытащить оттуда несколько сотен тысяч душ.
И книгу связанных с Сергеем Никитиным авторов Андрея Митина и Надежды Федотовой о Бузулуке как раз.
— Мы добавили предоставленную Оренбургским книжным издательством книгу Луцика и Саморядова с предисловием Дмитрия Быкова.
А про книгу Гарри Бардина «И вот наступило потом» и говорить не надо, сами понимаете!
Спасибо большое всем.
Фотография внизу — это фрагмент того самого протокола «...по делу расследования Человечьяго мяса в Варённом виде»