За 3,5 года после ликвидации всех общин Свидетелей Иеговы число невинных жертв перевалило за 4 сотни. От Камчатки до Калининграда законопослушных верующих обвиняют в «экстремизме». Они теряют спокойствие, свободу, здоровье и имущество только потому, что читают Библию, поют песни и молятся Богу Иегове.

На конец октября 2020 года 10 верующих находятся в колонии, 38 — в СИЗО, 26 — под домашним арестом, 24 — под запретом определенных действий, около 200 — под подпиской о невыезде. В 1 166 верующих семьях прошли обыски.

Для ряда верующих реализация конституционного права на свободу вероисповедания обернулась суровыми приговорами. По 6 лет колонии получили Деннис Кристенсен из Орла, Сергей Климов из Томска, а также Артем Герасимов и Сергей Филатов из Крыма. По 3,5 года колонии назначены Константину Баженову и Алексею Буденчуку. Феликса Махаммадиева отправили за решетку на 3 года, а Геннадия Германа, Романа Гридасова и Алексея Мирецкого — на 2 года. Все эти 10 верующих уже этапированы в колонии. Кроме того, Сергей Бритвин и Вадим Левчук приговорены к 4 годам колонии общего режима, однако их приговор пока не вступил в силу и они находятся в СИЗО.

Кроме того, ряд верующих приговорены к лишению свободы условно и к штрафам. К примеру, по 8 и 7 лет лишения свободы назначено супругам Сергею и Валерии Райман из Костромы, Геннадию Шпаковскому из Пскова (6,5 лет) и Игорю Ивашину из Якутии (6 лет). Самый крупный штраф, 700 тысяч рублей, присужден автослесарю из Иваново Евгению Спирину.

На конец октября 2020 года 12 верующих были приговорены к тюремному заключению, 9 — к уплате крупных денежных штрафов. Всего вынесены решения по 27 уголовным делам, 148 остаются на стадии следствия продолжают рассматриваться. Как правило, следствие длится годами. В ожидании рассмотрения их дел более половины из 400 обвиняемых от нескольких дней до 3 лет находились в СИЗО или других изоляторах. Больше 1 года в СИЗО провели 15 верующих. 66-летний Юрий Савельев находится в заключении уже около двух лет. Дольше всех за решеткой остается Деннис Кристенсен — уже почти 3,5 года.

По воле властей подавляющее большинство узников совести оказываются в сложнейшем финансовом положении: 310 человек попали в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга. На практике это означает лишение работы, бизнеса, пенсии, банковских счетов и даже возможности купить сим-карту или оформить страховку.

Полученный стресс подрывает здоровье ни в чем неповинных людей. Четверо умерли, находясь под следствием: Юрий Гераськов умер за неделю до суда, Виктор Малков — спустя год после ареста, мать двоих детей Ирина Сидорова — через 3 месяца после возбуждения дела, Юрий Ким — после первого визита в суд, вечером того же дня.

Под гнетом властей оказались десятки пожилых людей, а также около сотни женщин. Самые возрастные — Римма Ващенко из Невинномысска (90 лет) и Елена Зайщук из Владивостока (86 лет). Наличие несовершеннолетних детей у верующих также не останавливает силовиков: преследованиям подверглись 74 родителя несовершеннолетних детей, в том числе родители 4 многодетных семей. Некоторые фигуранты уголовных дел сами при этом лишь недавно достигли совершеннолетия. Егор Баранов из Хабаровского края и Дарья Дулова из Свердловской области столкнулись с репрессиями в 19 лет.

Рост числа жертв религиозных гонений вызывает недоумение на фоне неоднократных заявлений властей о том, что решение Верховного суда РФ в апреле 2017 года не запретило исповедовать вероучение Свидетелей Иеговы в России.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, комментируя несправедливые приговоры против Свидетелей, заявила в июне 2019 года: «Эти события заставляют задуматься о наличии коллизии между конституционным правом исповедовать свою религию индивидуально или совместно с другими и признаками экстремистской деятельности, указанными в статье 282.2 УК РФ».

Источник: jw-russia.org