Миллиардеры в мире с апреля по июль текущего года увеличили свое богатство на 2,2 трлн до нового рекорда в 10,2 трлн долларов. До 467,6 млрд долларов нарастили состояние российские миллиардеры, сообщается в исследовании консалтинговой компании PwC и банка UBS. Какие компании и миллиардеры России сегодня наиболее устойчивы перед второй волной коронавируса? Насколько, в связи с чем, и какой бизнес может увеличить доходность в период пандемии? Вот, что мы выяснили.
Дальше – без остановки. В последние дни Россия обновляет антирекорды по выявлению новых случаев ковид – на 12 октября прирост зараженных составил уже 13,6 тыс. человек в сутки. На этом фоне вероятность введения очередных ограничений предельно высока. Это абсолютно логичный шаг для сдерживания еще больших объемов распространения пандемии.
Но очевидно и другое: руководство страны и профильные институты государственной власти, отвечающие за экономические показатели, вряд ли пойдут на тот же объем и формат ограничений, которые мы наблюдали в период марта – июня. Тогда, напомним, прогнозы сокращения ВВП превышали 9%, но на фоне ослабления карантинных мер цифра «упала» до минус 3,9%.
Повторное блокирование бизнес-активности экономика, конечно, выдержит, но цена ущерба будет слишком высока. Поэтому надо понимать, что введение новых ограничений не будет предполагать остановки всех бизнес-процессов. Скорее акцент будет сделан на четкое соблюдение всех мер эпидемиологической предосторожности.
Как и в первую волну пандемии связанных с ней ограничений, так и в предстоящий период будут и пострадавшие отрасли и бизнесы, и те, для кого ситуация сформировала весьма серьезные дивиденды. О последних – немного подробнее.
Инвестиции в технологии и металлы. Российские миллиардеры за время прошедшего этапа пандемии приумножили свое состояние на 62 миллиарда долларов, причем пути достижения этого роста имели различную «природу»: наиболее распространенная ситуация – удачные инвестиции в активы (или наличие таковых в портфеле), показавшие взрывной рост на фоне «удаленизации» экономики. Например, состояние Леонида Богуславского, имеющего в своем портфеле 8,2% акций DataDog (азработчика ПО для слежения за работой облачных хранилищ) на фоне роста акций этой компании втрое – c $32 до $92 за штуку – увеличилось на 1,3 млрд долларов!
Тот же эффект для увеличения состояния миллиардеров дал переход массы более мелких инвесторов в «тихие гавани» размещения своих ресурсов – в золото и серебро – на фоне высокой волатильности большинства других рынков. Итог – рост стоимости указанных металлов в разы и, как следствие, существенный прирост состояния владельцев добывающих золото/серебро компаний.
Наконец, прирост благосостояния основателей технологичных компаний, чьи бизнес-технологии и продукты нашли свое применение в новых, актуальных для сегодняшнего дня условиях. Самый показательный прирост выходит в этом контексте за рамки российского бизнеса: речь идет об основателе Zoom Эрике Юане – его состояние увеличилось за период пандемии на 2 млрд долларов.
Но и российский IT-бизнес не сильно отстал в этой динамике: стоимость портфеля «Яндекса», принадлежащая его основателю Аркадию Воложу, увеличилась на 1,2 млрда долларов. Причем эта динамика сформировалась не только за счет успехов «дистанционных» проектов компании, но и на фоне планируемой синергии с банком «Тинькофф кредитные системы». Именно такая форма дальнейшего развития и укрупнения компаний вкупе с расширением покрытия различных продуктовых и целевых клиентских сегментов может стать драйвером роста капитализации активов как российского, так и иностранного бизнеса в ходе «осеннего этапа новых вызовов».
Безусловно, медицинская и околомедицинская сфера сохраняет потенциал своего роста на фоне не снижающегося спроса на продукты и услуги отрасли по вполне понятным причинам. Однако основной акцент нового витка измененной экономики следует сделать именно на эффективность M&A при оперативном внедрении новых форматов взаимодействия с клиентами и применении требуемых рынком продуктов, услуг и технологий.