Париж, 5 октября. Отмечая центральную роль учителей в поддержке учащихся во время пандемии COVID-19, Всемирный день учителя в этом году (5 октября) подчеркнет необходимость улучшения подготовки, развития профессиональных навыков и лидерских качеств преподавателей в целях уменьшения неравенства в обучении и поддержки инклюзивного образования на всех уровнях в ходе восстановления и в последующий период.
По случаю Дня состоится онлайн-конференция в рамках темы Всемирного дня учителя в этом году - «Учителя: ведущая роль в условиях кризиса и переосмысление будущего», а также присуждение Премии ЮНЕСКО/Хамдана бен Рашида аль-Мактума за выдающуюся практику и достижения в деле повышения эффективности работы учителей программам в Бразилии, Египте и Португалии. Это мероприятие откроет неделю онлайн-мероприятий по всему миру, охватывающих все аспекты и уровни образования в перспективе обучения на протяжении всей жизни.
«Если не принять срочные меры и не увеличить объемы инвестиций, кризис в сфере образования может стать катастрофой», - заявили Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле, Генеральный директор Международной организации труда Гай Райдер, Исполнительный директор ЮНИСЕФ Генриетта Фор и Генеральный секретарь Интернационала образования Дэвид Эдвардс в своем совместном послании, в котором они призвали к защите финансирования образования, инвестиций в качественное начальное педагогическое образование, а также к продолжению профессионального роста учителей. «Для повышения стабильности преподавательского состава в период кризиса все учителя должны обладать компьютерными и педагогическими навыками, позволяющими вести преподавание дистанционно, в режиме онлайн, а также в рамках смешанного или гибридного обучения, будь то в высокотехнологичных, низкотехнологичных условиях или при отсутствии всякого технического оборудования», - говорится в послании.
В послании признается воздействие кризиса COVID-19, который затронул более 63 миллионов учителей, высветил сохраняющиеся недостатки во многих системах образования и усугубил неравенство.
Совместный опрос ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Всемирного банка, посвященный ответным мерам на пандемию COVID-19, установил, что лишь в половине всех опрошенных стран была организована дополнительная подготовка преподавателей по вопросам дистанционного обучения и менее чем в одной трети стран была оказана психосоциальная поддержка, с тем чтобы помочь учителям справиться с трудностями во время кризиса.
Между тем последние данные, опубликованные Статистическим институтом ЮНЕСКО, Международной целевой группой по подготовке учителей и группой Всемирного доклада по мониторингу образования, показывают, что 81% учителей начальных школ и 86% учителей средних школ имеют минимальную необходимую квалификацию, с существенными региональными различиями, что делает многих учителей плохо подготовленными к решению стоящих перед ними проблем.
В странах Африки к югу от Сахары только 65% учителей начальных школ и 51% учителей средних школ имеют минимальную необходимую квалификацию, а в странах Южной Азии эти данные составляют 74% и 77% соответственно. По оценкам, во всем мире для достижения всеобщего образования к 2030 году в соответствии с Целями в области устойчивого развития ООН потребуется 69 миллионов учителей (более 24 миллионов учителей начальных школ и более 44 миллионов учителей средних школ). Эта цифра близка к общему числу преподавателей начальных и средних школ в мире в 2019 году.
Более того, учитывая риск расширения неравенства в обучении, новый программный документ ЮНЕСКО, который будет опубликован 5 октября, показывает, что менее двух третей стран обучают своих учителей вопросам инклюзивности. Этот документ, подготовленный группой Всемирного доклада по мониторингу образования и Целевой группой по подготовке учителей, показывает, что только около 4 из 10 стран рассматривают обучение по вопросам инклюзивности в своих законах и политиках, и призывает к включению обучения по вопросам инклюзивности во все программы подготовки преподавателей.
Во Всемирный день учителя Премия ЮНЕСКО/Хамдана бен Рашида аль-Мактума за выдающуюся практику и достижения в деле повышения эффективности работы учителей будет присуждена следующим программам:
Платформа Escolas Conectadas Фонда Telefônica Vivo, созданная в 2015 году, призвана способствовать включению преподавателей в цифровую культуру и развитию навыков XXI века среди учащихся. Этот проект, в рамках которого было организовано 38 курсов дистанционного обучения, охватил 65000 преподавателей по всей Бразилии в 2019 году.
Трехлетняя программа School Transformation Journey фонда Educate Me направлена на развитие потенциала педагогов, чтобы стать экспертами в обучении в XXI веке с акцентом на культуру самообеспеченности. На сегодняшний день программа охватывает 6000 преподавателей, 430 государственных школ и 7 провинций Египта.
Программа Apps for Good («Приложения во благо») реализуемая Центром цифровой интеграции в Португалии с 2015 года, ставит перед учащимися и учителями задачу разработать приложения для смартфонов или планшетов, демонстрируя им потенциал технологий для преобразования своих сообществ. За последние шесть лет в программе приняли участие 13080 учащихся и 1133 учителя из 448 школ, которые, в свою очередь, разработали более 1000 технологических решений.
****
Дополнительная информация о Всемирном дне учителя
Информационный бюллетень Статистического института ЮНЕСКО, Международной целевой группы по подготовке учителей и группы Всемирного доклада по мониторингу образования
Программный документ Всемирного доклада по мониторингу образования и Целевой группы по подготовке учителей будет доступен 5 октября
Дополнительная информация о мероприятиях и способах участия в них