В рамках 33-й Московской международной книжной ярмарки состоялась конференция «Новая экосистема книгоиздания и книгораспространения. Вызовы цифровой эпохи и эволюция бизнес-моделей». Представители компаний – лидеров рынка рассказали о новых издательских технологиях и бизнес-моделях, об эффективных формах работы с авторами и читателями.
Конференция была организована журналом «Университетская книга», Российской государственной библиотекой и Российский книжным союзом при поддержке Роспечати.
Дискуссию открыла главный редактор «Университетской книги» Елена Бейлина, которая предложила участникам обсудить перспективы развития в книжной индустрии с учетом цифровой трансформации:
«Мы много говорим о полученном опыте за прошедшие месяцы и технологиях, которые были созданы в сфере книгоиздания. Эти цифровые платформы внушают оптимизм, но сейчас нам важно оценить потенциал новых разработок и понять, как мы можем его применять уже в ближайшем будущем».
Евгений Селиванов, руководитель интегрированных издательских сервисов Группы компаний «ЛитРес», обратил внимание на проблему качества электронных книг. «Сегодня источником электронной книги является файл pdf, отправленный в типографию. Его нужно переверстывать, и это делаем мы, а не издатели, – заявил он. – Издатели по-прежнему ориентированы на бумагу, отсюда много нереализованных преимуществ «цифры». Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей, добавил, что неготовность большинства издателей выпускать электронные книги стала очевидна во время самоизоляции.
Директор по оптово-розничным продажам Группы компаний «Просвещение» Александр Доттер рассказал, что в сфере образования электронные формы учебников не должны становиться pdf-копиями своих печатных версий. Важно, чтобы цифровой учебник служил дополнением к традиционным инструментам учителя и расширял возможности печатного издания с помощью аудио-, видео- и интерактивных материалов, при этом не заменяя его.
«Мы понимаем, что сочетание существующего в школах инструментария – печатного учебника – с дополнительным связанным цифровым контентом может стать актуальным направлением для массовой школы. В частности, мы разработали с компанией «ИКС Холдинг» многофункциональные учебные пособия по английскому языку с цифровым дополнением (AR). Мобильное приложение позволяет увидеть на страницах пособий, основанных на материалах учебников из Федерального перечня, через камеру смартфона или планшета маркеры дополненной реальности и получить доступ к дополнительному цифровому контенту. Технология создается в рамках совместного предприятия «ИТ Просвещение» и будет доступна в мобильном приложении, разработанном компанией «Кометрика», и на платформе «Медиатека «Просвещение».
Алексей Ильин, генеральный директор издательства «Альпина-Паблишер», отметил, что цифровизация – это процесс преобразования бизнес-моделей под влиянием новых технологий. Недостаточно набрать в компанию сто ИТ-специалистов и перейти на удаленный режим работы, смарт-бизнес в издательском деле – это сетевая интеграция и интеллектуальная обработка данных. При создании новых продуктов необходимо учитывать пожелания пользователей, как, например, это делает Борис Акунин, спрашивающий своих читателей, где должны разворачиваться события его нового романа.
Эту идею поддержал Дмитрий Ермаков, основатель полиграфической группы компаний «Фабрика». По его мнению, книга будущего может быть представлена в трех форматах – бумажная версия, онлайн-приложение с регулярно обновляемым контентом и сообщество читателей – участников постоянной дискуссии, которую модерирует авторский коллектив. При этом активность читательского сообщества становится основным драйвером роста продаж книги.
По мнению Евгения Капьева, генерального директора издательства «ЭКСМО», ключевым фактором создания новых моделей в издательской индустрии также становится скорость. Обычная ситуация, когда человек размещает заказ в интернет-магазине, и уже через две секунды ему перезванивает оператор. При этом сегодня средний срок издания книги занимает около года.