Поскольку министры финансов должны собраться в ООН 8 сентября для обсуждения вопроса о финансировании развития в эпоху COVID-19, лидеры должны уделять приоритетное внимание инвестициям в образование для стран с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего.
Париж, 4 сентября. Новое исследование Всемирного доклада по мониторингу образования (ВДМО) показывает, что закрытие школ в связи с пандемией COVID-19, по прогнозам, приведет к увеличению ежегодного дефицита финансирования образования в более бедных странах до 200 млрд. долл. США в год. Однако вложение средств в программы повторного зачисления и восстановления в настоящее время могло бы сократить дополнительный дефицит финансирования на 75%.
Новые оценки ЮНЕСКО, прежде всего, показывают резкое увеличение ежегодного дефицита финансирования для достижения Цели 4 в области устойчивого развития, заключающейся в обеспечении к 2030 году инклюзивного и качественного образования для всех в странах с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего. С учетом новых требований к годовым расходам на уровне 504 млрд. долл. США дефицит финансирования увеличился с 39 млрд. долл. США в год, прогнозируемых в 2015 году, до 148 млрд. долл. США в год, прогнозируемых в 2020 году. К числу причин такого увеличения относятся, в частности, более короткий в настоящее время срок достижения ЦУР 4 и повышение стандартов качества.
Пандемия COVID-19 еще больше усугубляет дефицит финансирования образования. При вероятном закрытии школ и сценариях роста ВВП, кризис COVID-19 добавляет одну треть к годовому дефициту финансирования в размере 148 млрд. долл. США, увиличивая его до 200 млрд. долл. США.
«В условиях, когда до истечения крайнего срока достижения ЦУР остается менее десяти лет, мир столкнулся с финансовым кризисом, который грозит дальнейшим обострением в связи с пандемией COVID-19», - заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле. «Целые поколения подвергаются риску, несоразмерно затрагивая наиболее уязвимые слои населения. Хотя образование, несомненно, является жертвой пандемии, оно также является решением проблемы долгосрочного восстановления. Я призываю все заинтересованные стороны сделать все возможное, чтобы сделать инвестиции в образование глобальным общественным благом».
Закрытие школ привело к тому, что миллионы учащихся лишились возможности учиться. Согласно опросу, проведенному ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Всемирным банком, решения по дистанционному обучению просто не подходят как минимум 580 миллионам учащихся в странах с низким и средним уровнями дохода.
Повышение издержек для стран после COVID-19 обусловливает необходимость повторного зачисления учащихся в школы и разработки программ по исправлению положения, с тем чтобы помочь наиболее маргинализированным группам вернуться в школу, наверстать упущенное и максимально увеличить свои шансы остаться в школе. Дополнительные расходы необходимы для обеспечения безопасности детей после их возвращения в классы, в частности, для обеспечения доступа к средствам гигиены и дополнительным классным комнатам в целях физического дистанцирования. Эти программы и меры увеличат потребность в финансировании от 5 до 35 млрд. долл. США. Однако они гораздо дешевле, чем осуществление программ второго шанса в будущем. Действуя уже сейчас, а не позднее, можно снизить потенциальные затраты на нужды образования в связи с пандемией COVID-19 на 75%.
ЮНЕСКО предупреждает, что общий объем помощи на цели образования к 2022 году, вероятно, сократится на 12% в результате экономических последствий COVID-19. Это создает угрозу для восстановления системы образования после прекращения пандемии.
Для снижения воздействия пандемии COVID-19 на образование детей необходимо принять следующие меры:
- Правительства стран с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего должны противостоять давлению, направленному на сокращение их бюджетных ассигнований на цели образования из-за сложных финансовых условий. Инвестиции в школы и учащихся должны быть сохранены, если не увеличены. Правительства должны также направлять значительную часть своих бюджетных средств на образование в наиболее маргинализированные регионы и школы;
- Аналогичным образом, международные доноры должны сохранить свою долю международной помощи в целях развития на цели глобального образования и, кроме того, использовать справедливое финансирование для обеспечения того, чтобы поддержка направлялась в страны и регионы с хроническим неравенством. Только 47% помощи на цели базового и среднего образования направляется в страны с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего, где она наиболее необходима;
- Этот кризис в области здравоохранения усугубил воздействие межсекторального неравенства на возможности получения образования. Странам потребуется дополнительное финансирование для принятия мер реагирования на пандемию COVID-19, которые ранее не были запланированы. Доноры должны обеспечить гибкость, с тем чтобы существующие программы можно было реструктурировать и перестроить, с тем чтобы помочь странам обеспечить, чтобы пандемия COVID-19 была лишь временной проблемой;
- Министерства образования и социальной защиты должны работать сообща и ориентировать свою политику на наиболее обездоленные слои населения. Особенно важное значение имеют программы социальной защиты, такие, как обусловленные денежные пособия или детские субсидии с компонентом образования, которые направлены на решение проблемы нищеты, например с учетом гендерных аспектов. Подобная политика обеспечит сокращение отсева детей из школ.
Манос Антонинис, директор Всемирного доклада по мониторингу образования, добавил: «Неопределенность в отношении того, когда школы возобновят свою работу, означает сокращение участия и длительную потерю знаний, особенно для наиболее маргинализированных детей. Мы знаем из предыдущих исследований, что бедные ученики меньше всего способны наверстать упущенное, что повлияет на их будущую способность зарабатывать себе на жизнь. Долгосрочное планирование мероприятий по восстановлению после этой пандемии должно включать в себя увеличение финансирования на цели образования в настоящее время в форме программ восстановления, а не ожидание и выставление счетов за дополнительные занятия, на которые многие не смогут записаться или которые многие не смогут себе позволить».
Сокращение финансового дефицита, который рискует достичь 200 млрд. долл. США в год из-за пандемии COVID-19, требует системных изменений – и это возможно только в том случае, если лидеры будут своевременно реагировать на эту глобальную чрезвычайную ситуацию в сфере образования.
Международному сообществу необходимо в срочном порядке мобилизовать дополнительные финансовые средства на цели образования, если есть какая-либо надежда на достижение целей ЦУР 4, которые пандемия еще больше отбросила назад.
****
Для получения дополнительной информации о том, сколько отдельные страны тратят на образование, посетите веб-сайт SCOPE Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования (ВДМО): https://www.education-progress.org/ru/articles/finance/
Скачайте полную версию документа о дефиците финансирования: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374163
Комуникационные материалы для социальных сетей: https://en.unesco.org/gem-report/COVIDcostSDG4-social-media
Кампания #SaveOurFuture (#СпастиНашеБудущее): https://saveourfuture.world/
Скачайте последние исследования о международной помощи в области образования и COVID-19: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373844