Париж, 14 августа. ЮНЕСКО в сотрудничестве с Европейской комиссией, Твиттером и Всемирным еврейским конгрессом создает серию легкодоступных и всеобъемлющих ресурсов визуального обучения для повышения осведомленности о существовании и последствиях теорий заговора, связанных с кризисом COVID-19. В этих ресурсах также рассматриваются вопросы о том, как распознать теории заговора и понять, что ими движет, как опровергать эти теории при помощи фактов и эффективно реагировать на тех, кто занимается их распространением.
Пандемия COVID-19 породила параллельную пандемию опасной дезинформации и слухов в виде теорий заговора, которые включают в себя выдуманные истории о происхождении вируса, способах его лечения и тех, кто виноват в его распространении. Теории заговора подрывают науку, факты и доверие к учреждениям и представляют непосредственную угрозу для отдельных лиц и общин.
Теории заговора существовали всегда, но пандемия предоставила благодатную почву для их распространения. Теории заговора лежат в основе более широких тенденций увеличения числа человеконенавистнических высказываний и участившихся расистских, ксенофобных и антисемитских нападений, которые также направлены против ЛГБТ-сообщества.
Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле подчеркнула опасность дезинформации и слухов в отношении пандемии и других проблем. «Теории заговора наносят существенный вред людям, их здоровью, а также их физической безопасности. Они усиливают и узаконивают неправильные представления о пандемии и укрепляют стереотипы, способные подпитывать насилие и насильственные экстремистские идеологии», - заявила г-жа Азуле.
Инфографические материалы на русском, английском, арабском, испанском, китайском и французском языках будут широко распространяться в социальных сетях с помощью хэштега #ДумайПреждеЧемПоделиться, на страницах UNESCO MILCLICKS в социальных сетях, а также на веб-сайте Европейской комиссии, посвященном борьбе с дезинформацией.
По словам заместителя председателя Европейской комиссии по общим ценностям и прозрачности Веры Юровы «теории дезинформации и заговора наносят вред здоровью наших демократий – это стало очевидно в контексте глобальной пандемии. Граждане должны быть оснащены необходимыми ресурсами для их распознавания и опровержения. Для поддержки граждан государственные учреждения должны работать сообща и сотрудничать с цифровыми платформами, работниками СМИ, специалистами по проверке фактов и исследовательскими структурами, как это делают Европейская комиссия и ЮНЕСКО».
Визуальные образовательные ресурсы дополняют работу ЮНЕСКО в области медийной и информационной грамотности (МИГ) и соответствующие образовательные графические материалы, подготовленные в рамках ответных мер Организации на пандемию COVID-19. Данные ресурсы опираются на экспертные рекомендации профессора Майкла Баттера, автора «Руководства по теориям заговора», а также Стефана Левандовски и Джона Кука, авторов «Справочника по теории заговора».
В рамках презентации ресурсов профессор Баттер подчеркнул важную роль образования: «На сегодняшний день существует множество доказательств того, что люди, которым объяснили понятие теорий заговора и принцип их работы, гораздо менее восприимчивы к ним. Все просто: образование – ключ к успеху».
Г-н Левандовски подтвердил тот факт, что теории заговора могут рассматриваться как нечто несущественное, однако они несут в себе опасность. «Теории заговора имеют негативные последствия для общества. Это особенно верно в условиях пандемии, когда вера в заговоры может навредить людям или даже унести их жизни. Поэтому необходимо информировать общественность о способах распознавания теорий заговора, с тем чтобы их можно было игнорировать».
Кампания проводится в рамках деятельности ЮНЕСКО в области медийной и информационной грамотности с целью борьбы с ненавистническими высказываниями, а также в поддержку программ Организации Образование как инструмент предотвращения насильственного экстремизма и Образование в духе глобальной гражданственности.