Уже более двух лет внимание гражданского общества в России приковано к делу, поражающему своей абсурдностью и цинизмом обвинения. Молодых людей судят за «организацию экстремистского сообщества» [Статья 282.1 УК РФ], и 6 августа 2020 года Люблинский районный суд г. Москвы огласит им приговор.
Дело «Нового величия» – прямое следствие полицейской провокации. Внедренный агент Руслан Д. (свидетель Константинов А. А., настоящее имя – Раду Зелинский) намеренно подталкивал молодых людей в сторону нарушения закона, провоцирующие фразы и действия исходили исключительно от него. Провокатор самостоятельно создал все атрибуты экстремистского сообщества: структуру организации и ее программные документы. Однако и он, и другие оперативники различных подразделений силовых структур остаются вне уголовного преследования, а на скамье подсудимых находятся семь невиновных молодых людей. Троим из них – Костыленкову, Крюкову и Карамзину – запросили от шести до семи с половиной лет реального лишения свободы.
Оглашенное обвинение содержит множество неточностей и ошибок. В нем отсутствуют мотивы преступления, которое якобы пытались совершить фигуранты «Нового величия». В силу закона, «преступления экстремистского характера» совершаются по определенным мотивам – ненависти или вражды. И следствие обязано доказать этот мотив, на что указывает Постановление Пленума Верховного суда России № 11 от 28 июня 2011 года. Обвинение также не сформулировало и другой обязательный компонент – цель, ради которой фигурантами якобы организовано экстремистское сообщество. Согласно заключениям экспертов, ни в одном из документов «Нового величия» нет прямых призывов к насилию.
Описанные в обвинении действия фигурантов не образуют состава преступления. Фактически, обвиняемые по делу «Нового величия» преследуются за критическое отношение к действующей власти и попытку обсуждать ситуацию в стране. Ничего из того, что делали подсудимые, в значении «нарушение уголовного закона» преступлением не является. Согласно российскому законодательству, граждане страны могут свободно выражать свое мнение относительно власти, участвовать в согласованных массовых мероприятиях, изготавливать и распространять агитационные материалы, требовать отставки президента и правительства, требовать привлечь виновных государственных служащих к уголовной ответственности. Тем более, незаконным не является требование изменить или отменить Конституцию – этот вопрос недавно был вынесен на общероссийское голосование.
Нельзя проигнорировать и то, что обвинение строится на показаниях «засекреченного свидетеля». Намеренная секретность не дает возможности участникам процесс напрямую задавать свидетелю вопросы, а обществу – самостоятельно оценить состоятельность его показаний. Это прямое нарушение права на защиту и на справедливое судебное разбирательство.
Дело «Нового величия» – это попытка подтянуть мирные действия под состав уголовно наказуемого деяния. Однако расследовать необходимо не действия молодежи, а обвинения в избиениях и пытках со стороны следствия, которые озвучили Костыленков, Павликова и другие фигуранты дела.
Образ «экстремистского сообщества» сторона обвинения создает, заостряя внимание на фразах и действиях, которые исходили исключительно от провокатора Руслана Д. – в том числе, организация «выездов за город» и намерения сопротивляться полиции. Кроме того, в прениях прокуратура приписывает некоторые его фразы участникам «Нового величия», фактически искажая реальные события.
Процессуальные нарушения, недостатки и прямые злоупотребления следствия оттеняют суть сфабрикованного дела. Вместо обеспечения общественной безопасности правоохранительные органы демонстрируют имитацию, используя откровенные провокации и манипулирование. За конструированием надуманных угроз прослеживается желание запугать молодежь, подавить свободу выражения мнений, криминализировать выражение несогласия.
Политически мотивированное дело «Нового величия» должно быть прекращено, все обвиняемые должны оказаться на свободе.
Дмитрий Макаров, Московская Хельсинкская Группа
Светлана Астраханцева, Московская Хельсинкская Группа
Алла Фролова, ОВД-Инфо