В последние десятилетия в мире активно развивались программы межвузовского обмена студентами. Что принес российским вузам этот опыт? И как теперь будет развивать подобное сотрудничество, когда границы закрываются, а мир переходит в «онлайн»? На что сегодня могут рассчитывать студенты, которые хотели бы поучаствовать в таких программах? Об этом – в нашем обзоре.
Сразу заметим: партнерские международные программы межуниверситетского обмена и стажировки в нашей стране существуют с 90-х годов. Но в каждый период были свои особенности, связанные с историческими и политическими факторами времени (к примеру, падение железного занавеса, распад СССР и т.д.). Сегодня – другие особенности. Давайте рассмотрим их основные характерные черты.
1) Курс на «самостоятельность» вузов. В 90-е годы, до введения Болонских положений, существовала система международного обмена студентами Erasmus Mundus. Она предоставляла колоссальные возможности для русских студентов легко выехать на семестр или год по обмену в один из европейских вузов. Процесс был относительно несложным: необходимо было заполнить специальную анкету, приложить мотивационное письмо, сертификат о знании английского языка, рекомендательные письма от преподавателей, выписку из зачетной книжки с оценками за две последние сессии. И дальше – ждать результата рассмотрения заявки специальной комиссией консорциума (в консорциумы объединялись ряд европейских и отечественных университетов с целью обмена студентами и преподавателями).
В случае отбора студенту предоставлялась достаточно весомая стипендия (примерно 600 евро для бакалавров и 1000 евро для магистров – в зависимости от программы). Если студента отбирали по этой программе, то он ехал на обучение за рубеж, а дисциплины, которые там изучал, в родном вузе перезасчитывались. Благо в консорциумы отбирались вузы с похожими учебными планами.
В 2014 году произошли изменения в структуре, которая администрирует все программы обмена в Европе – Исполнительном агентстве по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам. Возникла новая единая программа Erasmus+. Система международных обменов в связи с введением этой программы стала более сложной и децентрализованной. Теперь каждый вуз «обменивается» студентами исключительно в рамках договоров о сотрудничестве, на индивидуальных условиях. И это дополнительная трудность для отечественных университетов сегодня, многие из которых, надо отдать должное, в разы конкурентоспособнее на мировой арене, по сравнению с некоторыми европейскими вузами.
У таких вузов-гигантов, как РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГУ, ВШЭ в целом проблем с обменом студентами нет. Потому что начиная с 90-х годов пополнялась база зарубежных вузов-партнеров (например, у РЭУ их 177 на данный момент), да и к условиям Erasmus+ эти вузы очень быстро адаптировались. Но для многих малых и провинциальных университетов эти изменения стали фатальными.
2) Академическая мобильность снизилась. Сегодня чтение гостевых лекций за рубежом является одним из главных показателей рейтинга вуза не только в России, но и на мировой арене. И если ранее педагог, желающий преподавать в зарубежном университете, также проходил некий отбор – резюме, мотивационное письмо, рассмотрение комиссией и в случае выбора – финансирование от Евросоюза, то сейчас правила игры несколько другие. Обмен преподавателями в плане финансов ложится целиком и полностью на бюджет вуза или его зарубежного партнера, в связи с чем и уровень профессорской мобильности постепенно падает.
Но и здесь есть плюс – отечественные вузы теперь приглашают исключительно «звезд» и это отличная возможность для наших студентов послушать лекции педагогов с мировым именем! Но заметим: это характерно исключительно для крупных игроков на отечественном образовательном рынке, мелкие вузы себе такого позволить не могут.
3) России остается привлекательной для зарубежных студентов. Несмотря на несколько замысловатый процесс получения визы и остальные факторы, интерес к нашей стране, как локации для академического обмена растет, что подтверждает статистика. И это приятно: несмотря на отсутствие былой поддержки от Евросоюза, наши университеты не только продолжают международное развитие, но и качественно расширяют его.
На примере РЭУ им. Г.В. Плеханова мы видим: количество приезжающих студентов увеличивается. Ежегодно в университете проходят обучение более 200 студентов по обмену из стран дальнего зарубежья (Австрия, Германия, Италия, Китай, Франция) и других государств. Примерно столько же студентов РЭУ проходят обучение в зарубежных вузах-партнерах. В целом вуз имеет 170 двусторонних соглашений с университетами и исследовательскими организациями из 46 стран.
И это не удивительно, потому что рост позиций университета в международных рейтингах, улучшение условий обучения, количество англоязычных программ играют очень важную роль в этом вопросе.
Обратимся к цифрам, которые подтверждают это – на данный момент в нашем университете функционирует 77 англоязычных программ, 25 соглашений о двойном дипломе с 22 зарубежными ВУЗами, работает система поддержки иностранных студентов Buddy, социальные и культурные программы, предоставляется медицинская страховка, курсы для изучающих язык. Привлекательности для международных обменов способствует и наличие международной аккредитации у программ.
В чем же плюсы программ? Главный аргумент здесь – уникальный опыт, который приобретают студенты – как в плане своей специальности и будущей профессии, так и общего развития, повышения знаний о стране вуза-партнера и ее культурных особенностях. И в целом плюс – в росте уровня самостоятельности студента. Еще это возможность проверить себя и свой уровень знаний на мировой арене. И, конечно, дополнительный шанс в хорошем трудоустройстве: специалист с международной стажировкой в резюме имеет больше возможностей на получение высокооплачиваемой и престижной должности.
Что изменит пандемия. Конечно же, следует сделать акцент и на особенностях, которые актуальны для международных программ в связи с текущим мировым коронакризисом.
Ни для кого не секрет, что в целом данные условия предполагают обучение в дистанционном формате и у нас есть такой прецедент. Как только возникла ситуация с пандемией, все вузы-партнеры, в которых находились наши студенты, как и наш университет, перевели ребят на дистанционный формат обучения. И здесь стоит сказать рассказать об эффективности этого процесса.
В целом, практика показала, что онлайн-технологии зарекомендовали себя хорошо. И студенты, которые при очной работе были замкнуты и пассивны, активизировались. Это хороший показатель. Можно ли говорить, что «дистанционка» заменит полностью офлайн-обучение? Мы не были бы так уверены. Хотя бы потому, что есть ряд предметов, когда важен социальный контакт (языки) или профессиональная специфика (лаборатории/цеха). Поэтому данный вопрос достаточно спорный.
В дополнение к этому возникает и еще один момент – нужно ли сегодня в эпоху глобализации в целом погружать студента надолго в другую языковую и социальную среду? Ответ очевиден. Практика международных программ показывает, что после зарубежной стажировки студенты имеют более широкий кругозор и открытость миру. Это как минимум. Неоценима и польза с точки зрения профессионального роста – будущий специалист во время обучения по обмену изучает всю специфику своего дела в другой стране в деталях – а это очень большой плюс в дальнейшем трудоустройстве и работе.
В заключение следует отметить: рост крупных российских вузов в международных рейтингах очевиден. По нашему мнению, в будущем интернациональные показатели продолжат расти, как и уровень международного сотрудничества в обмене студентами. Но с учетом текущих ограничений, скорее всего в мире будет актуален новый тренд – использование онлайн-технологий в системе международных обменов. И для студентов станут более привычными видеоконференции от ведущих преподавателей мира, а также курсы на международных открытых образовательных платформах.
Дмитрий Еныгин, доцент кафедры иностранных языков №1 РЭУ им. Г.В. Плеханова
Венера Мидова, доцент кафедры иностранных языков №1, начальник отделения по международному сотрудничеству на факультете Менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова