АВТОР
Владислав Иноземцев
д.э.н, директор Центра исследований постиндустриального общества

Дело Ю.Дмитриева, для которого обвинение запросило недавно 15 лет лишения свободы, характерно не только тем, что демонстрирует усиление давления власти на общество, но и тем, что обнаруживает (вместе с установлением памятников И.Сталину, вандализмом в отношении монументов жертвам репрессий или уничтожением табличек «Последнего адреса») явное нежелание общества разобраться с собственной историей и осудить самого страшного тирана, когда-либо правившего страной. Часто при этом говорится о том, что новая волна любви к советскому диктатору обусловлена пропагандой Кремля и потому является «наносной» и «искусственной».

Мне так не кажется; более того – на мой взгляд, поворот в социальной мифологии был практически предопределён, в том числе и действиями противников сталинизма.

Прежде всего стоит заметить, что во времена Перестройки, когда осуждение эпохи «культа личности» было наиболее бескомпромиссным, оно предпринималось прежде всего для легитимации отказа от самой жестокой страницы в истории российского коммунизма и во имя доказательства возможности «социализма с человеческим лицом». Именно эта частная задача сплачивала самые разные силы, как антисоветские, так и вполне просоциалистические. И даже когда фокус сместился, осуждение Сталина осталось осуждением советского прошлого – а потому с концом Советского Союза сама тема, казалось, ушла с повестки дня. Так Сталин был сначала отделён от социализма (как некая аномалия), а потом – и от России (как сугубо советский феномен). В этом состояла первая и основная ошибка антисталинистов, так как сама фигура деспота, ненавидящего свой народ и ни в грош его не ставящего, есть характерная черта всей российской истории – и потому как только тема начала уходить в прошлое, Сталин явился к нам обратно в образе эффективного менеджера, укрепителя государственного строя и масштабного модернизатора, встав в ряд с Иваном Грозным, Петром Великим и многими другими государями.

Кроме того, уже на следующем этапе масштабных перемен, другие реформаторы (не демократы 1980-х, а «либералы» 1990-х) создали в Россию новую экономику, построив её на деиндустриализации, обнищании большей части населения, неправедной приватизации и на невиданном имущественном неравенстве – то есть на всех тех основаниях, которые более всего диссонировали с пусть даже и мифической, но довольно хорошо резонировавшей в народе бывшей советской «справедливостью». Это обстоятельство радикально затруднило любую мобилизацию против тоталитаризма, и страна стала постепенно «сползать» к оправданию своего прошлого – во многом потому, что никакой позитивной программы действий, кроме ново-бухаринского «обогащайтесь», предложено не было. И чем более явственным и непреодолимым казалось безумное имущественное и сословное расслоение, тем меньше оставалось у общества «антител» против ностальгии по советской диктатуре. Чем чаще стали говорить о том, что коррупционеров и олигархов стоило бы «расстрелять» в то время как их даже не привлекали к ответственности, тем ближе оказывалась перспектива нового прославления сталинизма.

Следующим важным моментом стала неготовность и демократов, и либералов довести до конца дело, начатое во времена М.Горбачёва – утверждение гласности. Никто из создателей новой демократической России, которая, напомню, низвергла Советский Союз, не попытался сделать самого, казалось бы, очевидного на тот момент: не только формально «открыть», но и оцифровать все архивы, связанные с коммунистической эпохой, сделав их достоянием человечества. Многие документы были опубликованы ещё в 1980-е, но они не затрагивали важнейших преступлений того времени – в частности голодомора и событий, связанных с Великой Отечественной войной. Вместо этого значительные усилия были направлены на фарсовый «процесс против КПСС», предсказуемо завершившийся ничем – так как на деле нужно было судить не партию, к периоду Перестройки вполне себе вегетарианскую, а государство, которое на протяжении бесконечных столетий было главным (а после монгольского нашествия – чуть ли не единственным) врагом российского народа. В 1990-е годы за дележом должностей в Кремле и аукционированием собственности был упущен единственный в истории страны шанс открыть правду в тех масштабах и формах, каких она того заслуживала. Не осудить кого-то, не защитить кого-то, и даже не отомстить кому-то – просто дать людям возможность на основании фактов судить о собственной истории. И этого не сделал не В.Путин – этого не сделали те, кто считал себя антисталинистами.

В заключение замечу ещё один очевидный факт. История бывает двух видов: история мифологическая и история прочувствованная. Первая сменяет вторую тогда, когда появляется одно-два поколения, не имеющих прямого повседневного контакта с теми, кто был непосредственно вовлечён в те или иные исторические события. Это крайне важно иметь в виду, так как в 1980-е были ещё живы те, кто прошёл через ужасы сталинского террора; те, кто занимался его развенчанием в 1960-е годы; дети, родившиеся в ссылках и тюрьмах. Память целых репрессированных народов была зациклена на событиях тех лет – и всё это вызывало личное эмоциональное отношение к относительно недавнему прошлому. Сейчас ничего этого нет и в помине: большинство узников и пострадавших уже ушли в мир иной; борцы со сталинизмом – прежде всего Н.Хрущёв и М.Горбачёв – дискредитированы нашей пропагандой как разрушители России и СССР; в судьбе того же чеченского народа войны 1990-2000-х годов оставили не менее кровавый след, чем события 1944 года. Сталин сегодня превратился из реального человека в миф, а борьба с мифами никогда не была эффективной и потому сейчас практически бессмысленна.

Всё это значит, что путь к возрождению российского государства как бесчувственного жадного монстра открыт – и, вероятнее всего, снова будет пройден до того момента, как новые поколения ощутят на себе всю силу того террора, который всегда был главной функцией их властителей. И винить за это надо будет не только тех, кто будет руководить этим террором, но и тех, кто – по собственному недоумию или по каким-то меркантильным причинам – сделал возможным возвращение русского самодержавия…

P.S. Автор благодарен Ю.Самодурову, дискуссии с которым помогли осмыслению этой темы, хотя, быть может, и не в направлении, способном обрадовать Юрия Вадимовича.