— Вы журналисты? Аккредитации нет? Выведи их! — приказал неизвестно откуда взявшийся мужчина капитану полиции, дежурившему на участке № 3158 в Химках.
— Председатель комиссии попросил вас удалиться! — обратился к нам с коллегой офицер, хотя УИК № 3158, вообще-то, возглавлял не мужчина, а дама по фамилии Барковская.
Мы приехали в Химки в субботу вечером, так как накануне на этом участке удалили члена комиссии с решающим голосом Надежду Гатчину. Подобное случается довольно редко, поэтому нам захотелось выяснить, что произошло.
У здания школы мы встретились с Надеждой. По ее словам, ее не информировали о работе комиссии, не приглашали на заседания, поэтому она хотела ознакомиться с протоколами и другими документами. Вместе с ней пришла муниципальный депутат, которая записывала происходящее на видео.
Председатель УИК сказала, что та не имеет права снимать, куда-то позвонила, и вскоре на участок приехал заместитель председателя территориального избиркома Максим Балабанов. По его приказу сначала удалили депутата, а затем и саму Надежду.
В свою очередь, председатель и секретарь УИК удаление объяснили тем, что Надежда «агрессивно» снимала на видео членов УИК, хотя они не давали разрешения на съемку.
Мы мирно беседовали с секретарем, пока председатель опять куда-то звонила. Потом подошла к нам и спросила, есть ли у нас аккредитация.
— Наш ТИК принял решение № 36, по которому журналист без аккредитации не может находиться на участке, объяснила она. — Но федеральное законодательство имеет приоритет над решением ТИК, настаивали мы, проинформировав ее о статье 29 Конституции РФ, законе «О СМИ», а также о ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав». В соответствии с последним журналист имеет право находиться на избирательном участке, производить фото- и видеосъемку без всякой аккредитации. Она требуется только на этапе установления итогов голосования.
— Нет, для меня приоритетнее решение моего непосредственного начальства!— твердо сказала председатель.
Пока мы дискутировали, влетел некто в черном, как потом оказалось, тот самый зампред ТИК Балабанов, и приказал полицейскому нас вывести.
На крыльце мы открыли постановление ЦИК о порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации и обнаружили, что в соответствии с п. 3.3. на избирательном участке имеют право присутствовать только представители СМИ, «аккредитованные в порядке, установленном ЦИК».
То есть нас удалили с участка в полном соответствии с постановлением ЦИК, который ввел дополнительные ограничения на деятельность СМИ.
И тем самым открывая дополнительные возможности для произвола на участках, несмотря на декларации о гласности голосования.
— Здесь налицо правовая коллизия: подзаконный акт ЦИК вступает в противоречие с нормой закона, — прокомментировал член Совета движения «Голос» Андрей Бузин. Он посоветовал подавать в суд и обращаться в прокуратуру, чтобы устранить коллизию хотя бы к следующим выборам.
В условиях усиливающегося авторитарного режима подобное ограничение имеет все шансы прижиться. Например, другое спорное нововведение ЦИК — голосование в течение нескольких дней — уже предложили использовать в дальнейшем. По мнению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, эта практика себя оправдала. Наверняка кому-то понравится и то, что на участках станет меньше журналистов.