Информационно-аналитическое агентство Content Review представляет итоги исследования, целью которого была оценка финансового ущерба, нанесённого операторам мобильной связи пандемией коронавируса и последующим режимом самоизоляции, введённым в России и других странах мира. По оценке агентства, пандемия обошлась российским мобильным операторам в 30 миллиардов рублей, включая как прямые убытки, так и непредвиденные расходы. Наибольший удар был нанесён по операторской рознице и роуминговой выручке.

Оценка финансового ущерба производилась на основе анализа официальной отчётности операторов, их публичных комментариях и прогнозах, а также глубоких непубличных интервью с участниками рынка. Оценка включает в себя как прямые расходы и недополученную прибыль, так и косвенные расходы, возникшие непредвиденно. При этом некоторые из таких непредвиденных расходов были передислоцированы операторами из запланированных расходов на другие кварталы календарного года, некоторые же станут причиной увеличения оперативных расходов, что отразится в отчётности операторов за второй и последующие кварталы 2020 года. В период пандемии включены март, апрель и май 2020 года, однако первые признаки негативного влияния операторы обнаружили уже в феврале 2020 года, а последствия от пандемии и режима самоизоляции будут ощущаться как минимум до конца 2020 года.

Ритейл 40%, Роуминг 30%, OPEX/CAPEX 20%, Иное 10%

Финансовый ущерб мобильным операторам, нанесённый пандемией, делится на несколько основных сфер:

  1. Ритейл (операторская розница)
  2. Роуминг (международный и внутренний)
  3. Непредвиденные расходы (OPEX и CAPEX)
  4. Иное (курсовая разница, финансовый сектор)

Ритейл

Розничные сети операторов в период самоизоляции продолжили работу в ограниченном режиме. Снижение выручки в данном секторе было обусловлено сразу несколькими факторами. Во-первых, практически прекратилась продажа новых SIM-карт. Во-вторых, на фоне динамики курса национальной валюты и фактического снижения покупательской способности, многие покупатели отложили приобретение новых устройств. Наконец, на фоне режима самоизоляции многие покупатели предпочли использовать дистанционные каналы продаж. Рост интернет-продаж был зафиксирован и в операторской рознице, однако он не смог компенсировать падения продаж в обычных салонах связи. При этом лишь в заключённой стадии режима были принято решение ускорить внедрение удалённой идентификации и активации приобретаемых SIM-карт, что позволило оживить продажи новых подключений. Агентство Content Review оценивает негативный финансовый эффект от пандемии на операторскую розницу в 12 миллиардов рублей, оценка включает как недополученную выручку из-за снижения потока покупателей, так и расходы на обеспечение работы магазинов и их сотрудников в условиях пандемии, включая санитарные требования – дезинфицирующие средства и средства защиты.

Роуминг

Режим самоизоляции фактически обнулил выручку операторов от международного роуминга. К этому негативному экономическому эффекту добавилось обнуление выручки от въездного роуминга, когда услугами российских операторов пользовались туристы из других стран. По данным Ассоциации туроператоров России, в 2019 году Россию с туристическими целями посетило 5,1 миллиона человек. Также в оценке Content Review учитывалась специфика договорных отношений операторов с зарубежными роуминговыми партнёрами. Она заключается в том, что для снижения стоимости роуминга российские операторы зачастую обязуются оплачивать гарантированные объёмы услуг партнёрам. В условиях, когда услуги не могут быть востребованы из-за закрытия границ и обнуления туристического потока, договорные обязательства продолжали выполняться. Помимо этого, операторы столкнулись и со снижением роуминговой выручки внутри России в корпоративном секторе и сфере «интернета вещей». Агентство Content Review оценивает негативный финансовый эффект от пандемии на доходы от услуг роуминга в 9 миллиардов рублей.

Непредвиденные расходы

Непредвиденный расходы операторов делятся на операционные и капитальные затраты. При этом если увеличение OPEX является прямым негативным финансовым эффектом, то увеличение CAPEX в 1 и 2 квартале будет компенсирован его снижением в 3 и 4 кварталах, и в рамках года CAPEX останется в пределах запланированных операторами величинах.

Режим самоизоляции, введённые в большинстве регионов РФ, а также объявленные президентом РФ нерабочие дни и режим удалённой работы, внедрённый большинством организаций, привело к тому, что интенсивность использования услуг мобильной связи в городах сместилось из деловых центров в спальные районы. Это привело к необходимости создать избыточные мощности сетей в новых местах скопления абонентов, что, в свою очередь потребовало перераспределение расходов в рамках CAPEX (капитальных затрат).

Оперативные расходы операторов увеличились благодаря следующим возникшим статьям расходов:

  • необходимость перевода сотрудников на удалённую работу, снабжения их техническими средствами и связью;
  • необходимость обеспечения соблюдения требований властей по санитарной обработке автопарка, а также обеспечения необходимыми средствами санитарной защиты инженерного состава, занятого в работах по модернизации и обслуживанию сети;
  • волатильность курса национальной валюты привела к увеличению расходов по контрактам с зарубежными поставщиками сервисных услуг, необходимых для обеспечения работы сети.

Агентство Content Review оценивает негативный финансовый эффект от пандемии на непредвиденные расходы операторов в 6 миллиардов рублей.

Иное

Операторы в качестве поддержки своих клиентов в период пандемии, а также в связи с требованиями властей, гарантировавших гражданам ряд льгот, понесли расходы в тех областях, которые невозможно определить в обычные сферы их деятельности. Помимо этого, влияние пандемии коснулось и b2b-сегмента. Среди иных факторов выделяются следующие:

  • перенос сроков оплаты услуг связи, операторы не отключали услуги связи даже в том случае, если абонент не внёс оплату;
  • реализация поддержки граждан, оставшихся за рубежом, операторы предоставили бесплатный доступ к горячим линиям, а также запустили для этих категорий абонентов особые условия предоставления услуг;
  • реализация инициативы бесплатного доступа к социально значимым ресурсам, а также запуск операторами специальных предложений для абонентов: организация онлайн-концертов, бесплатный доступ к фильмам и иному контенту на операторской площадке и проч.;
  • режим самоизоляции и объявление нерабочих дней привело к приостановке деятельности предприятий и, как следствие, значительному снижению потребляемых ими услуг связи, в частности, предоставления Wi-Fi, использования облачный телефонии и проч.

Агентство Content Review оценивает дополнительные расходы, не включённые в одну из трёх категорий, понесённые во время пандемии в 3 миллиарда рублей.

Прогноз

Агентство Content Review прогнозирует падение выручки мобильных операторов по итогам 2020 года на 9-11 процентов. Долгосрочное влияние пандемии и режима самоизоляции на бизнес мобильных операторов обусловлен несколькими факторами:

  • повышение объёма потребляемых услуг не приведёт к увеличению выручки операторов в связи с тем, что пакетные тарифы, на которые операторы перешли несколько лет назад, предоставляли избыточное количество услуг и, как следствие, даже при повышении потребления услуг абонентам не приходилось переходить на более дорогие тарифы;
  • выручка розничных сетей мобильных операторов продолжит снижаться под влиянием снижения покупательской способности населения, а также из-за внедрения удалённой идентификации абонентов при регистрации новых SIM-карт, что снижает возможность продажи новым абонентам дополнительных товаров и услуг во время посещения салонов связи;
  • выручка от услуг роуминга по итогам года снизится в несколько раз, даже после открытия границ и начала туристических поездок количество граждан, выезжающих из страны, будет незначительным. Восстановление туристического потока до показателей 2019 года может занять несколько лет.

Прогноз не учитывает потенциальное возникновение «второй волны» пандемии.