Производители гречневой крупы испытывают серьезные трудности в связи с запретом на экспорт круп. В конце марта ЕЭК на фоне пандемии приняла решение о запрете на вывоз некоторых видов сельхозпродукции и продовольствия из ЕАЭС. Запрет начал действовать с 12 апреля и продлится до 30 июня. Среди прочих продуктов под ограничение подпадают гречиха, крупа, мука грубого помола, обрушенное гречневое зерно, готовые пищевые продукты из гречки и др.
Алтайский край занимает первое место по объему производства гречихи и гречки. Доля Алтайского края на российском рынке превышает 45%. Рекордный урожай 2017 года привел к обрушению цен на гречиху фактически в три раза. Несмотря на уменьшение посевного клина и неурожай в 2019 году, российские производители стабильно и в полной мере обеспечивают внутреннюю потребность рынка. Накануне майских праздников, переработчики Алтайского края были вынуждены остановить производство. 80 процентов перерабатывающих мощностей сегодня стоит. По словам участников рынка, спасти ситуацию могла бы возможность отгрузок на экспорт:
Игорь Яковец, генеральный директор "Романовское ЗПП":
«Сбалансировать рынок в какой-то мере позволял экспорт. Сегодня рынок уже перенасыщен продукцией. Экспортные контракты, безусловно, гораздо привлекательнее, цены на крупу выше. Искусственное ограничение экспорта грозит образованием профицита круп в России и снижением и без того невысокой рентабельности российских производителей и крупоперерабатывающих предприятий. В конечном счете, потеря экспортных рынков может обернуться не только финансовыми убытками для российских переработчиков и сельхозпроизводителей, но и колоссальным снижением экспортного потенциала всей отрасли».
В отрасли было приложено много усилий для начала поставок продукции за рубеж и открытия экспортных рынков. Основными импортерами гречки стали Литва, Украина, Польша, Китай. Налажены поставки в Японию, Азербайджан, Сербию, Абхазию.
По данным Минсельхоза, в 2019 году экспорт гречихи составил 64,3 тыс. т (при производстве 785,7 тыс. т). В российском Минсельхозе подчеркивают: в настоящий момент дефицита запрещенных к экспорту товаров не наблюдается. А ограничение экспорта применяется как дополнительная мера, направленная на сохранение стабильной ситуации на рынке ЕАЭС в условиях пандемии коронавируса.