Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
Штрафы за «несоблюдение режима самоизоляции» получают теперь не только люди с положительным результатом на Covid-19, но и люди без подтвержденного диагноза. Даже те, кто не имеет физической возможности выйти из дома, или те, кто лежит в больнице. О том, как Москва пытается проконтролировать всех с помощью приложения «Социальный мониторинг» и что делать тем, кому пришли штрафы.
История Ирины. Невозможность ходить и добиться ответа от властей
Профессору РУДН Ирине Карабулатовой, инвалиду первой группы, частично парализованной после травмы и серии операций, в почту пришло автоматическое уведомление о размере штрафа за неустановленное приложение «Социальный мониторинг» — 4 тысячи рублей. При этом у нее отрицательный тест на COVID-19.
— С 15 марта я никуда вообще не выхожу из дома, рассказала Ирина «МБХ медиа». Я работаю лежа, пишу статьи. На почту мне пришел штраф о нарушении режима самоизоляции. Но я знаю, что самоизоляцию не нарушала. Это невозможно чисто объективно, я инвалид первой группы. У меня на руках заключение: «нарушение двигательных функций — 90%». Нужен ли мне какой-то надзирательный орган?
В начале мая из-за осложнения легких я почувствовала, что заболеваю — температура была 37,5. Приехали и сказали, что у меня ОРВИ, хотя у меня есть хронический тонзиллит и хронический бронхит. Выдали эту бумагу, там написано соблюдать режим. В самом конце написано установить приложение «Социальный мониторинг». Если у меня трудности с установкой, мне должны были позвонить и предоставить аппарат, где приложение уже будет установлено (мэрия обещает бесплатно предоставить телефон с приложением для тех, кто не может его установить. — «МБХ медиа»). Но мне никто не звонил и ничего не спрашивал. Только звонили с горячей линии Горздрава, спрашивали о симптомах.
Тест на коронавирус у меня отрицательный. Никакого предупреждения о нарушении самоизоляции не было. 11 мая пришел штраф, постановление я так и не получила. Я пыталась дозвониться везде, на горячей линии по коронавирусу меня отправили в Роспотребнадзор. Федеральный Роспотребнадзор отправил меня в региональный Роспотребнадзор. Там меня отправили в Главконтроль. На горячей линии Главконтроля девочка узнала мою ситуацию, замялась и дала мне телефон Департамента информационных технологий (ДИТ). Я пыталась туда дозвониться, но не смогла.
Ирина Карабулатова. Фото: личная страница в Facebook
Вопрос не в том, что нужно оплатить штраф. Это дискредитация слова президента. Он сказал, что социально незащищенным группам помогают, потерпите. Мы терпим, но не надо превращать это в фарс. Нет мониторинга — значит ты нарушил самоизоляцию? Но самоизоляция не равна установке приложения. Если бы кто-то позвонил и сказал, что мне предоставят мне эту программу, то ладно. В моем случае мониторинг не нужен, я и так в изоляции. Ответа так и нет.
Штраф стал вишенкой на торте в моей ситуации. Я собираю бумаги, чтобы можно было обратиться в суд и защитить права. Пенсионеры и инвалиды получат 4 тысячи рублей, но за чей счет? За счет того, что другие пенсионеры и инвалиды эти 4 тысячи и отдадут за штраф? Или я отдам эти деньги, а потом я должна благодарить власти, что мне их обратно вернут?
Подробнее об истории Ирины слушайте в 37-м выпуске подкаста «Взаперти»:
Обновлено (19.05 15.39) Вечером 18 мая начальник Главного контрольного управления Москвы Евгений Данчиков заявил, что штраф Ирине Карабулатовой аннулирован. Но позже в тот же день Ирине пришло уведомление об оплате еще одного штрафа.
Что не так с приложением «Социальный мониторинг»?
На сайте мэра Москвы указано, что приложение предназначено «только для горожан, которые болеют коронавирусом». На самом деле врачи приезжают с документами, где указано, что пациент обязуется установить приложение, даже к тем, кто только подозревается переносчиком инфекции.
«Разработкой этой версии приложения занимался Департамент информационных технологий. Все данные, которые передаются приложению, определены согласием, которое пациент лично подписывает перед началом домашнего лечения. После выздоровления пациента они уничтожаются. Если пользователь не является пациентом с COVID-19, приложение не позволит ему авторизоваться и получить доступ к функционалу», — рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий Эдуард Лысенко.
Оценка приложения «Социальный мониторинг» пользователями
К 10 мая было выписано более 35 тысяч штрафов за «нарушение самоизоляции» — и данные каждого оштрафованного можно найти в доступной базе по уникальному идентификатору начислений штрафа в сервисах их оплаты: фамилию, имя, отчество и паспортные данные. Система не блокирует повторный поиск, а значит, можно написать код, который вытащит из базы все персональные данные.
Начальник Главного контрольного управления Москвы Евгений Данчиков считает, что приложение работает корректно. В качестве аргумента он приводит тот факт, что ни один из 35 тысяч штрафов не был обжалован. И предлагает тем, кто не согласен со штрафами, обжаловать постановление «в письменной форме либо в форме электронного документа можно направить в течение десяти суток со дня его получения в контролирующий орган, выставивший штраф, или в районный суд по месту жительства».
Если пациент, выбравший лечение на дому и подписавший согласие, отказался от использования сервиса, вовремя не отреагировал на запрос приложения или нарушил режим изоляции, то он будет привлечен к административной ответственности. Кроме того, этот пациент будет помещен в обсерватор или медицинское учреждение и не сможет вернуться к домашнему лечению.
История Михаила. Отказ судиться и оплата штрафа
Однако историй, где не воспользовавшихся приложением повезли в больницу, пока нет. Многим, наоборот, легче заплатить штраф и не иметь «разборок» с судами в дальнейшем. Михаил рассказал «МБХ медиа», как заплатил штраф о нарушении изоляции, не переболев коронавирусом.
— Я заболел, мы вызвали врача, — рассказывает Михаил. — Он быстро снял температуру, взял анализы и попросил подписать бланки. Я их не читал, потому что врач спешил, потом я их тоже не перечитывал. Это постановление о том, что я считаюсь возможным переносчиком COVID-19.
Спустя три дня мне приходит сообщение, что я должен поставить приложение «Социальный мониторинг». Естественно, я его не поставил, потому что не хочу, чтобы за мной следили. Все-таки мы и так все под колпаком живем в этой стране. Из дома я все эти дни тоже не выходил. Да и зачем? Работа дистанционная, продукты из магазинов привозят.
Сейчас я прочитал новость о том, что женщина-инвалид получила штраф о том, что она не поставила это приложение. Я зашел на Госуслуги, чтобы посмотреть, есть ли у меня штрафы. Штрафов не было, но появилось что-то вроде счета на оплату от 13 мая. И было написано: «Оплата административного штрафа по делу», номер дела и год дробью.
Я оплатил штраф как законопослушный гражданин. Но решил проверить, что за дело. Информации никакой не было, ни о том, что я нарушил, ни о чем. Я зашел на сайт с административными нарушениями, но так и не нашел там свое дело по номеру из квитанции. Похоже, что номер дело прописан некорректно. У меня нет никакой информации, только догадки, что я нарушил подписанное постановление, не поставил приложение, не делал селфи, за мной не следили и так далее.
Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ
Я не хочу лезть в систему и разбираться ради 4 тысяч рублей. Я лучше со стороны посмотрю. Смысла в этом нет, в любом случае скажут, что раз я подписал все, я был с этим ознакомлен, обжаловать не удаться. Меня пугает то, что штраф пришел только на Госуслуги. Никакого оповещения по почте или СМС. Я не был уведомлен о том, что его выписали. Если бы я на Госуслуги не заходил год, то я бы должен был заплатить гораздо больше 4 тысяч рублей.
Как москвичи борются с системой «Социального мониторинга»?
Люди, которые получили штрафы, объединяются в сообщества. Одно из таких — группа в фейсбуке «Оштрафованы за то что заболели». Сейчас в ней более тысячи участников. На обложке сообщества красуется скриншот с сайта Главного контрольного управления Москвы вместе с его начальником Евгением Данчиковым.
Цель таких групп — понять, как работать с штрафами, которые выданы незаконно. Обычным людям там помогают юристы и адвокаты: вместе они составили типовую форму жалобы на штрафы, специалисты отвечают на вопросы людей, которым пришли квитанции и постановления.
Одна из составителей жалобы, муниципальный депутат московского округа Богородское Юлия Муравская, заявила, что такие штрафы незаконны. «Эти штрафы назначаются в автоматическом режиме. Согласно актуальным разъяснениям Верховного суда и Федеральному кодексу об административных правонарушениях, административное расследование по данной категории дел производится только в общем порядке, с составлением протокола сотрудником правоохранительных органов и рассмотрением дела в суде», — рассказала она.
Другой важный сайт для оштрафованных — «Нора Ежика». Его анонимно ведет юрист и блогер, который называет себя в соцсетях Иваном Ежиковым. Он объясняет на своем сайте, как правильно подавать жалобы — и по штрафам за неустановление приложения, и за несделанное селфи, которое система запросила у пенсионерки в 4 утра.
Сам анонимный адвокат также заявляет о нелегитимности штрафов: «Штрафы эти, как и сама идея привлечения к ответственности через программку — незаконные. Получившие их должны их обязательно обжаловать. Напомню, вы должны быть виновны в совершенном правонарушении, то есть осознанно или по неосторожности нарушить закон. Можно ли доказать, что вы осознанно не сделали селфи? Нет. Вы могли спать, не слышать, не получить запрос и так далее. Доказательств вашей вины приложение предоставить не может. Вас нельзя наказывать. Наименее незаконным штрафом является штраф за нерегистрацию в системе, в связи с чем я рекомендую сразу заявлять, что у вас нет подходящего смартфона и вам требуется смартфон от ДИТа с установленной программой».
Эти истории — лишь показательный пример того, что происходит сейчас с теми, кто заболел в эпоху коронавируса, даже если это обычный грипп. Жителю Зеленограда пришел штраф за нарушение изоляции, а он даже не подписывал никаких документов и из дома не выходил, просто взял больничный на работе. Людям остается только гадать, за что в принципе им приходят штрафы — в картотеках суда дела найти невозможно.