Юрий Шабалин после избиения. Фото предоставлено адвокатом
Назначить баллистическую экспертизу для определения обстоятельств автоматных выстрелов, произведенных по автомобилю — об этом 14 мая попросила суд защита жителя Перми Юрия Шабалина. Стрельбу открыл сотрудник Росгвардии вечером 22 марта во дворе жилого многоквартирного дома, возле детской площадки. Затем Юрий был избит: у него диагностированы сотрясение головного мозга, рваная рана на лбу длиной около восьми сантиметров, сильный ушиб левой ноги с артрозом сустава и другие травмы. Однако Шабалин — вовсе не потерпевший, а напротив — обвиняемый в тяжком преступлении. За якобы оказанное насилие в отношении представителя власти, совершенного с применением «источника повышенной опасности» в виде расстрелянного автомобиля, ему грозит до 10 лет лишения свободы.
По встречной полосе
«МБХ медиа» не смогло пообщаться с Шабалиным. Обвиняемому запрещено пользоваться средствам связи со всеми, кроме следователя, сотрудников «скорой помощи» и аварийно-спасательных служб. Такую меру пресечения избрал 30 апреля Дзержинский районный суд Перми.
«Мы едем из больницы, — сообщила 15 мая по телефону Ксения Шабалина, жена Юрия. — Идет воспалительный процесс, он не может встать на левую ногу, пользуется тростью. Принимает серьезные таблетки, по-прежнему находится на больничном».
Юрий Шабалин после избиения. Фото предоставлено адвокатом
По словам Шабалина, 5-минутное ожидание завершилось ничем. Кириллов не отъехал на свою полосу движения. Затем приоткрыл водительскую дверь, брызнул в лицо подошедшему Шабалину из газового баллончика и толкнул его на землю. Сейчас Кириллов утверждает, что это Шабалин брызнул в него из газового баллончика. Оба согласны лишь в одном — Кириллов сразу же уехал из двора, а Шабалин остался.
«Испугался расправы»
«От падения я испытал физическую боль… Незнакомый мужчина помог мне дойти до автомашины. Я сел на водительское сиденье (…) От примененного в отношении меня газа я испытал сильную боль, жжение и резь в глазах и носу, болевые ощущения на лице, глаза сильно слезились, все вокруг я видел размыто и неясно, — рассказал 29 апреля Шабалин на допросе в качестве подозреваемого. — Тут подоспела моя жена и предложила вызвать сотрудников полиции, я согласился (…) Сидя в своей машине, я закрыл водительскую дверь, попытался вытереть глаза для того, чтобы отъехать. Я поставил коробку передач в режим „D“, левой рукой держась за лицо, тихонько покатился в сторону. В этот же самый момент со стороны водительской двери кто-то резко подбежал, стал пытаться агрессивно открыть дверь, кто-то несколько раз сильно постучал по двери. Я повернул голову налево и смутно увидел водителя автомашины „Лада“. В этот момент я понял, что это какие-то знакомые этого мужчины и что они пытаются вытащить меня из машины»
«Я испугался расправы. Мужчина, который ломился ко мне в машину, был не водитель „Лады“ (…) Я „моргнул фарами“, посигналил, предупреждая, что начинаю движение, и медленно двинулся вперед. Никаких лиц перед капотом моей машины не было, ударов о переднюю часть автомобиля, в том в числе о капот, я не слышал», — заявил подозреваемый Шабалин на допросе в СКР.
Обвинение без выстрелов
Следствие придерживается иной версии о действиях сотрудников ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю» прапорщика Романова и младшего сержанта Ржаницына.
Юрий Шабалин после избиения. Фото предоставлено адвокатом
Адвокат Павел Симонов в беседе с «МБХ медиа» особо отметил — в обвинении ничего не говорится о причинении потерпевшему росгвардейцу каких-либо телесных повреждений. По словам защитника, сам младший сержант Ржаницын сообщил на допросе об отсутствии травм и вреда его здоровью. При этом в обвинении, которое предъявил следователь СО по Дзержинскому району Перми СКР Янис Просвирнин, нет ни слова про обстрел автомашины Lexus из пистолета-пулемета «Кедр».
Лицом в лужу
Между тем, Шабалин еще 29 апреля подробно описал автоматную стрельбу:
«Как только я начал движение, в мою сторону без какого-либо предупреждения началась стрельба. Выстрелы попали в том числе и по моему автомобилю. Всего было около 4 выстрелов. В последующем я обнаружил, что одним из выстрелов пробито левое переднее колесо. Я, реально опасаясь за свою жизнь, в панике покинул двор на своей машине. Все это происходило во дворе двух многоэтажных домов, на улице было достаточно большое количество людей, которые стали этому свидетелями (…) Я слышал выстрелы по своей машине и думал, что это какие-то бандиты, которые попытались расправиться со мной и похитить автомобиль».
В предъявленном Шабалину обвинении нет ни слова и о полученных им травмах, начиная с ожога сетчатки обоих глаза — по его версии, от струи из газового баллончика сотрудника ГУФСИН Кириллова. На первом же допросе менеджер пояснил, что далеко отъехать не смог из-за пробитого колеса. Возле ближайшей автостоянки его задержали полицейские из ДПС, надели наручники и бросили лицом в лужу:
«Далее приехали полицейские и мужчины, те же, которые открыли по мне стрельбу во дворе дома (…) Один из сотрудников ударил меня по голове ботинком, после чего я потерял сознание. Когда пришел в себя, по моему лицу сильно текла кровь, сильно болела нога. Подняв голову, увидел, как один из мужчин двумя руками трогал мою машину, капот, переднюю левую дверь. Когда я в очередной раз пытался поднять голову из лужи, кто-то меня сильно пнул по ногам с фразой „Еще хочешь получить?“ После чего мне кто-то крикнул „Не смотреть!“ и еще раз с силой нанес удары по голове, я потерял сознание. В себя пришел, когда уже приехал криминалист, который снимал отпечатки с автомашины».
Росгвардия себя бережет
По мнению адвоката Павла Симонова, уголовным делом против Юрия Шабалина пермские силовики пытаются прикрыть собственный произвол. В Москву на имя председателя СКР Александра Бастрыкина направлена жалоба. Там, в частности, указано:
«О том, что руководство Росгвардии выгораживает своих подчиненных Ржаницына А. С. и Романова А. А., говорит тот факт, что два сотрудника Росгвардии на служебной автомашине УАЗ на следующий день, то есть 23.03.2020, приезжали во двор дома, где произошла стрельба, с целью отыскания гильз или пуль. На видеозаписи запечатлено, как сотрудники Росгвардии без привлечения сотрудников следственно-оперативной группы предпринимают меры к отысканию и изъятию стреляных пуль или гильз».
Обстрелянный и избитый менеджер Шабалин попросил Бастрыкина привлечь к уголовной ответственности силовиков Кириллова, Романова и Ржаницына. 15 мая защита получила уведомление, что жалоба переправлена из Москвы в Пермь.