Как и большинство европейских стран, Россия выбрала способ самоизоляции как основную меру для замедления распространения пандемии коронавируса. Это позволяет выиграть время и привлечь дополнительные ресурсы для борьбы с ней. В новом релизе, подготовленном J’son & Partners Consulting, проанализированы влияние мер, предпринятых в стране в марте – апреле 2020 года, на потенциальное развитие эпидемиологической обстановки до конца 2020 года.


За последний месяц целый ряд исследователей сделали свои прогнозы относительно динамики эпидемии коронавируса в России. Большой разброс оценок связан со сложностью определения основных параметров уравнения в модели. В результате точность прогнозов падает, что незаслуженно вызывает скептическое отношение к попыткам моделирования ситуации вообще. В связи с этим, эксперты J’son & Partners Consulting предложили использовать прогностическую методику (см. подробнее), суть которой заключается в использовании аппроксимации S-кривой на основе ограниченного объема фактических данных на начальном этапе. Опыт применения такого подхода был многократно проверен в телекоммуникационной отрасли. Он показал, что наиболее точной аппроксимацией S-кривой обладает функция Гомпертца.

Результаты моделирования показывают, что динамика эпидемии в апреле 2020 года существенно замедлилась. На изменение скорости процесса и, соответственно, на параметры аппроксимации сказалось существенное снижение «завоза» инфицированных граждан из зарубежья, введение режима самоизоляции, широкое применение средств индивидуальной защиты населением в общественных местах и другие меры. Тем не менее, прагматичный взгляд на ситуацию подсказывает, что число инфицированных останется в нашей стране существенным.

В этой связи важно оценить необходимые медицинские ресурсы для лечения заболевших. Помимо знания общего прироста числа инфицированных на способность системы здравоохранения вылечивать больных влияет время, необходимое на лечение (по России 34 дня, по Москве – 25 дней). Следует отметить, что данный показатель имел тенденцию к росту, на конец апреля срок лечения увеличился по России до 47 дней, по Москве – до 38 дней. Эксперты J’son & Partners Consulting связывают это с тем, что многих бессимптомных больных начали лечить на дому, освобождая места в медучреждениях более сложным больным. По данным Анны Поповой, руководителя Роспотребнадзора, число таких инфицированных может достигать вплоть до 50%.

С учетом знания динамики серьезно больных (без учета бессимптомных) и среднего времени лечения была оценена потенциальная ежедневная загрузка койко-мест в медучреждениях страны и города Москвы. В целом, несмотря на улучшение апрельского прогноза, потенциальная нагрузка на больничный фонд в пике эпидемии может оказаться запредельной: для России в целом – 3 млн койко-мест, для Москвы – 200 тыс. койко-мест.

Представленные J’son & Partners Consulting результаты расчетов динамической картины прогнозных значений эпидемиологической обстановки до конца 2020 года показывают, что, с учетом влияния принятых мер в марте – апреле 2020 года, пик роста числа инфицированных граждан сдвигается вперед по времени на 2 месяца до начала сентября, при этом абсолютное значение пика снижается на 30%. В результате у государства и населения появляется один «дополнительный» месяц на принятие новых мер или усиление воздействия принятых ранее. Поэтому можно надеяться на дальнейший сдвиг «вправо» и снижение пика эпидемии, если позитивное влияние принимаемых мер продолжится или даже усилится.

Тем не менее, ситуация остается тревожной. Анализ по результатам мая может показать, насколько указанные опасения окажутся справедливы. В случае продолжения или усиления действия мер, принимаемых Правительством и населением, можно надеяться на дальнейшее снижение остроты эпидемиологической обстановки в стране и приближение к достижимому уровню наличия больничных мест для лечения серьезно инфицированных больных. Потенциальная возможность реализации такого сценария подтверждается практикой ряда стран, в том числе Китая и Вьетнама.