В преддверии празднования 75-й годовщины Великой Победы продолжаем рассказывать о наших героических земляках, которыми гордится страна.
Снайпер Василий Зайцев, наводивший ужас на врага в Сталинграде, и летчик Григорий Нестеренко, повторивший подвиг капитана Гастелло, не были коренными жителями Приморья. Но именно отсюда начался их героический боевой путь.
«НЕУЛОВИМЫЙ РУССКИЙ СНАЙПЕР» ВАСИЛИЙ ЗАЙЦЕВ
Василий Григорьевич Зайцев родился в 1915 году в деревне Еленкина Оренбургской губернии (Челябинской области) в обычной крестьянской семье. Дед Василия с раннего детства обучал внуков охоте. В 12 лет мальчик получил в подарок свое первое охотничье ружье.
В 1930 году Василий окончил строительный техникум в Магнитогорске, где получил специальность арматурщика, затем бухгалтерские курсы.
С 1937 года он служил на Тихоокеанском флоте, где его зачислили писарем артиллерийского отделения. После учебы в Военно-хозяйственной школе Василия назначили начальником финансовой части на Тихоокеанском флоте, в бухте Преображение. В этой должности его и застала Великая Отечественная война.
Летом 1942 года после нескольких рапортов с просьбой отправить на фронт Василий Зайцев попал в 284-ю стрелковую дивизию. В сентябре 1942 года принимал участие в битве за Сталинград. В историю вошли его слова: «Для нас, бойцов и командиров 62-й армии, за Волгой земли нет. Мы стояли, и будем стоять насмерть!».
Уже в первых схватках с врагом Зайцев показал себя незаурядным стрелком. С расстояния в 800 метров из окна, стреляя из обычной трехлинейной винтовки, он уничтожил трех солдат противника. В награду Зайцев получил денежную премию, снайперскую винтовку с оптическим прицелом и медаль «За отвагу». К тому времени из простой «трехлинейки» Зайцев убил 32 солдата противника. Вскоре о нем заговорили в полку, дивизии, армии.
Прославленный снайпер бил врага беспощадно. Только в период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград Зайцев уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов.
Особенно прославил Зайцева снайперский поединок с немецким «суперснайпером», присланным в Сталинград со специальным заданием борьбы с советскими снайперами, и в первую очередь – с Зайцевым.
Из статьи «В гостях у знаменитого снайпера», газета «Красное знамя» за 14 марта 1975 г.:
«…Маршал Советского Союза В.И. Чуйков в предисловии к своей книге «За Волгой для нас земли не было» вспоминает:
«Кто из участников Сталинграда не знает Василия Зайцева? Его имя, его славные дела служили вдохновляющим примером мужества и высокого воинского мастерства для всех бойцов не только Сталинградского, но и других фронтов.
О нем знали и в стане врага. Более трехсот офицеров и солдат уничтожил он за дни боев на подступах к Волге, в Сталинграде. Отличный мастер меткого огня и умный тактик, он не на шутку встревожил гитлеровцев. В Сталинград прилетел начальник берлинской школы снайперов “Суперснайпер” майор Конингс. Прилетел со специальным заданием покончить с неуловимым русским снайпером. Но пуля нашла матерого фашистского волка раньше, чем он предполагал».
Сам Василий Григорьевич об этом поединке написал:
«Было понятно, что пред нами действует опытный снайпер, поэтому решили его заинтриговать, но первую половину дня необходимо было переждать, потому что блеск оптики мог нас выдать. После обеда наши винтовки были уже в тени, а на позиции фашиста упали прямые лучи солнца. Из-под листа что-то заблестело – снайперский прицел. Меткий выстрел, снайпер упал. Как только стемнело, наши пошли в наступление и в разгар боя мы из-под железного листа вытащили убитого фашистского майора. Взяли его документы и доставили их командиру дивизии».
В январе 1943 года Зайцев был тяжело ранен и ослеп. Его самолетом доставили в Москву, и лишь 10 февраля 1943 после нескольких операций к нему вернулось зрение.
Всю войну Василий Григорьевич служил в армии, возглавлял школу снайперов, командовал минометным взводом, затем был командиром роты. На его счету – 242 уничтоженных солдата и офицера противника.
В военные годы Зайцев написал два учебника для снайперов, а также разработал применяемый до сих пор прием снайперской охоты «шестерками» – когда одну и ту же зону боя перекрывают огнем три пары снайперов – стрелки и наблюдатели.
НАПРАВИЛ ГОРЯЩУЮ МАШИНУ В СКОПЛЕНИЕ НЕПРИЯТЕЛЬСКИХ ВОЙСК. ГРИГОРИЙ НЕСТЕРЕНКО
Григорий Карпович Нестеренко родился в 1916 году в станице Каневской Краснодарского края. Окончив семь классов, Григорий приехал в Ростов и поступил в школу ФЗУ хлебопечения. После выпуска два года работал мастером-технологом на Таганрогском хлебозаводе, а в 1936-м поступил в Ростовский финансово-экономический институт.
В конце летней сессии 1937 года Григорий Нестеренко стал посещать аэроклуб, а весной 1939-го известный полярный летчик Герой Советского Союза Молоков вручил ему удостоверение пилота гражданского воздушного флота 1-го класса.
Спустя еще год Нестеренко отправился по назначению в приморский город Сучан (ныне Партизанск), где был принят на должность старшего инспектора госдоходов горфинотдела.
Однако недолго пришлось ему поработать. В 1940 году Григория призвали в Красную Армию и направили в военную авиационную школу пилотов. 22 июня 1941 года сержант Григорий Нестеренко встретил в одном из истребительных авиаполков на Дальнем Востоке.
Трудно было Григорию оставаться в тылу, не раз писал он в рапортах: «Прошу направить на фронт...». Только весной 1943 года, на четвертом рапорте, появилась резолюция, удовлетворившая его просьбу.
Прибыв на фронт в начале апреля, Нестеренко получил назначение в 3-й истребительный авиационный корпус. Боевое крещение получил в воздушном сражении на Кубани.
30 мая Григорий в составе четверки истребителей под командованием старшего лейтенанта Александра Лавренова прикрывал наступавшие наземные войска. Неожиданно в воздухе появились пятнадцать «мессеров». Четверка смело атаковала врага. Нестеренко дерзкими и точными атаками разогнал наседавших на него вражеских истребителей и меткой очередью поразил фашистский самолет, который в пламени врезался в землю. Увидев, что шестерка «мессершмиттов» зажала в огневом кольце самолет командира, Григорий бросился на выручку товарища и, рассеяв вражеских истребителей, спас командира от гибели.
Из статьи в газете «10-й канал» (№ 37 от 6 сентября 2019 года):
«– После изгнания немецко-фашистских оккупантов с территории нашего края я узнал, что в районе станицы Славянской стоит 291-й авиаполк, – вспоминал Степан Лукич Крамарь, родной брат Григория Карповича Нестеренко по матери. – Мы поехали вместе с комбатом на встречу с Гришей, которого в полку очень любили за веселый характер, летное мастерство и отчаянную смелость. Будучи совсем молодым офицером, Григорий Нестеренко был награжден двумя орденами Красной Звезды.
Но каково было наше разочарование, когда, прибыв на место базирования авиаполка, мы не застали истребителей, те улетели дальше, на Украину, где разворачивались бои на Мелитопольском направлении.
Там и погиб Герой Советского Союза Григорий Карпович Нестеренко.
Не довелось Степану увидеть брата. От матери он узнал, что Григорий прилетал на своем истребителе в Каневскую, побыл два часа и улетел навсегда. По ее словам, спустя короткое время после их встречи с сыном высоко в небе над станицей пролетел строй самолетов, один отделился, сделав несколько кругов над крышами домов, взмахнул крылом над их хатою и полетел догонять машины своих боевых товарищей. Это был прощальный привет Григория Нестеренко своей семье и родной земле».
Осенью 1943 года советские войска вели тяжелые бои на реке Молочная, у стен Мелитополя. 21 октября, когда оборона противника была уже прорвана, старший летчик Нестеренко с группой истребителей прикрывал наступавшие западнее города наземные войска. Вражеские зенитчики подбили его самолет, из-под левой плоскости показалось пламя. Сбить огонь не удавалось.
Григорий еще мог спастись, выпрыгнув с парашютом, но он твердой рукой направил горящую машину в скопление неприятельских войск, до последней минуты ведя по врагу уничтожающий огонь из пушки и пулеметов.
Всего к тому дню Нестеренко совершил 55 боевых вылетов, в 23 воздушных боях сбил лично семь самолетов врага.
Похоронен Герой в братской могиле в селе Новгородка Мелитопольского района Запорожской области.
На мемориальной доске на здании Ростовского института народного хозяйства под портретом Героя начертаны слова: «В 1936-1940 гг. в институте учился Нестеренко Григорий Карпович, лейтенант, Герой Советского Союза, повторивший в 1943 году подвиг летчика капитана Гастелло».
Справочно. Около 200 тысяч приморцев воевали на фронтах Великой Отечественной, более 40 тысяч из них погибли. Вклад наших земляков в Победу неоценим: они защищали Москву и Ленинград, бились в Сталинграде и на Курской дуге, освобождали Украину и Белоруссию, штурмовали Берлин.
Приморский край стал «воротами» для поставок союзников по программе ленд-лиза – через Владивосток и Находку поставлялись военная техника, продовольствие и медикаменты, жизненно необходимые стране.
Тихоокеанский флот сыграл значительную роль в обеспечении обороны Дальнего Востока, сохраняя боевую готовность в течение всей войны.
За стойкость и отвагу наши земляки были удостоены 230 тысяч боевых наград. Среди приморских фронтовиков – 104 Героя Советского Союза и 16 полных кавалеров ордена Славы.
В публикации использованы материалы
Государственного архива Приморского края
и официального сайта муниципального образования Каневской район