Преследование правоохранителями сына издателя еженедельника «Бизнес-курс», длившееся около 15 лет, завершилось, но нет гарантий, что оно не будет возобновлено
СУ СК России по Омской области прекратило на днях уголовное дело в отношении сына Сергея Сусликова - издателя, главного редактора журнала «Бизнес-курс». Событие знаменательное для омской журналистики, где давление на неугодных правоохранителям представителей СМИ через их детей стало сложившейся практикой, о чем, в частности, сообщалось в дайджестах ФЗГ №№ 798 http://www.gdf.ru/digest/item/1/1473#z2 и 802-803 http://www.gdf.ru/digest/item/1/1483#z2 .
История Егора Сусликова, рассказанная на сайте издания известным российским адвокатом Александром Хабаровым, беспрецедентна – и по длительности преследования (на юридическом языке его можно назвать «системным») молодого человека с явным желанием повлиять на его отца, и по методам, которыми оно велось, и не факт, что в этой истории поставлена точка.
Она длится с 2006 года, когда в «БК» прошла серия публикаций о деятельности омского УБОП (Управления по борьбе с организованной преступностью), которое считалось тогда одной из самых могущественных в регионе властных структур. В те «страшные для местного бизнеса времена», говорит адвокат, предпринимателям «впору было затосковать по «браткам» из 90-х». Тогда на Сусликова-младшего, возглавлявшего рекламное агентство, в подъезде его дома напали, вспоминает Хабаров, «два амбала с битами»: «Били молча по жизненно важным частям тела, а уходя, передали привет отцу. Я приехал через 30 минут после нападения. Переступая через лужи крови в подъезде подумал, что он уже инвалид. Повезло… Обошлось средней тяжестью. Преступление до сих пор не раскрыто».
После этого происшествия Сергей Сусликов заявил публично: «Вы можете замочить всех моих детей, но «Бизнес курс» все равно выйдет в свет!».
Вскоре правоохранители сменили тактику, перейдя от прямых нападений к провокациям: Егору готовили уголовное дело. Несколько месяцев. Мастерски, филигранно, тонко.
Дело было построено на копиях аудиозаписей, предоставленных следователю оперативниками УБОП. После того, как адвокат затребовал оригиналы, и убоповцы нехотя их предоставили, выяснилось, что «самого главного - диалога между Егором и провокатором в этих записях нет» - он был в них вмонтирован, что установил Сибирский региональный центр Судебной экспертизы, а затем и эксперты-лингвисты. Генеральная прокуратура по обращениям руководства областного УМВД 8 раз отменяла постановление о прекращении дела, но доследование всякий раз подтверждало невиновность предпринимателя.
На этом блюстители закона не успокоились. Очередное дело против Егора было возбуждено в августе 2018 года - после выхода в «Бизнес-курсе» статьи о недвижимости, принадлежащей бывшему главе города, ныне депутату Госдумы РФ Виктору Шрейдеру и его зятю – в то время первому заму прокурора Омской области, а сейчас прокурору Ставропольского края Александру Лоренцу. Попытка привлечь издателя к уголовной ответственности за клевету не удалась, и тогда правоохранители снова взялись за его сына: при отсутствии каких-либо претензий к нему со стороны налоговых органов его обвинили в «уклонении от уплаты налогов». При этом «в ходе оперативно-розыскных мероприятий» якобы была установлена причастность директора журнала «Бизнес-курс», супруги Сергея Сусликова к «ведению бухгалтерского учета и составлению налоговой отчетности» юридических лиц, имеющих отношение к Егору. Тогда же был проведен обыск в доме издателя (о чем сообщалось в дайджесте ФЗГ № 858 http://gdf.ru/digest/item/3/1577#z1 ) с участием двух кинологов и трех служебных собак, искавших оружие, наркотики и боеприпасы. Не обнаружив ничего криминального, сотрудники СУ СКР в тот же день провели обыск в офисе издания, парализовав его выпуск - никаких документов, компрометирующих отца и сына, и там найти им не удалось.
Опрос в ходе следствия 95 свидетелей также не дал следствию желаемых результатов. Дальнейшие следственные действия, длившиеся около полутора лет, зашли в итоге в тупик, и на днях уголовное дело в отношении Егора Сусликова пришло к логическому завершению – закрытию ввиду отсутствия состава преступления.
Александр Хабаров, однако, не уверен, что с его прекращением преследование издателя и его семьи уйдет в прошлое: по мнению адвоката, «это было бы возможно в одном из двух случаев - либо «Бизнес Курс» перестает существовать, как независимое СМИ, либо люди, которые образуют в регионе известную олигархическую группировку, перестанут по каким-то причинам осуществлять свою деятельность на его территории».