В одном из своих дайджестов ФЗГ уже сообщал о том, что борьба с коронавирусом, похоже, дала повод расширить арсенал средств для давления на журналистов (см. http://gdf.ru/digest/item/1/1675#z1 ). События, ставшие известными на истекшей неделе, подтверждают это предположение.
В частности, 27 апреля в Вологде был задержан журналист издания «Позиция» Евгений Доможиров. Это произошло во время акции против незаконного строительства на месте сквера - жители микрорайона считают, что застройщик продолжил строительство, несмотря на договоренность о прекращении работ до конца месяца. Охранявшие строителей люди вызвали полицию, которая задержала только журналиста. На него был составлен протокол за нарушение самоизоляции, хотя он присутствовал на акции в качестве представителя СМИ и имел пресс-карту. Через несколько минут Доможирова снова задержали за несоблюдение требования полицейских. Его доставили в отдел полиции и оставили там на ночь до суда.
А суд признал журналиста виновным в нарушении самоизоляции, в неповиновении требованию сотрудника полиции и назначил ему наказание - трое суток административного ареста и два штрафа по тысяче рублей.
Того же 27 апреля в Пскове блогер Алексей Малов был допрошен полицейскими в связи с публикациями о коронавирусе в телеграм-канале К8442. Пока он проходит по административному делу как свидетель. К8442 публикует информацию о ситуации с коронавирусом в регионе и критикует губернатора Михаила Ведерникова за недостатки в работе в условиях пандемии. «Я предполагаю, что административное дело появилось из-за заявления, которое мог написать в полицию кто-то из высокопоставленных сотрудников областной администрации», - заявил Малов.
На следующий день в том же Пскове журналистка Людмила Савицкая была опрошена в полиции как свидетель по административному делу, возбужденному по статье «о злоупотреблении свободой массовой информации». Заявление по поводу ее текста было подано от областной администрации. Поводом для разбирательства послужила статья, в которой Савицкая цитировала местного активиста Николая Кузьмина, который рассказывал о нехватке аппаратов ИВЛ. Отметим, что вместе с его мнением был приведен и комментарий первого заместителя губернатора Псковской области Веры Емельяновой, которая заверяла, что дефицита аппаратов нет.
В Санкт-Петербурге Следственный комитет проводит доследственную проверку по статье 207.1 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан») из-за публикации журналистки Татьяны Вольтской на сайте «Север. Реалии» (входит в перечень СМИ-иноагентов) статьи «Людей принудительно отключают». Реаниматолог об адских условиях работы». В материале приводились слова реаниматолога, который говорил о проблемах в городской медицине, в частности, о нехватке аппаратов ИВЛ в петербургских больницах. 30 апреля Генеральная прокуратура усмотрела признаки фейк-ньюс в этом интервью и потребовала его заблокировать. А Татьяне Вольтской может грозить уголовное дело по статье 207.1 УК РФ. Максимальное наказание по статье - до трех лет лишения свободы.
В Москве Генпрокуратура потребовала ограничить доступ к материалу медицинского издания Vademecum о компенсации за лечение пациентов с коронавирусной инфекцией. В этой публикации говорилось, что больницам компенсируют лечение пациентов с COVID-19 из городского фонда обязательного медицинского страхования, только если заболевшего привезли на скорой. В поступившем в редакцию Vademecum требовании Генпрокуратуры говорилось, что издание распространило «недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверных сообщений», что «создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан». Однако, как заявила редакция Vademecum, в статье содержались достоверные сведения, что подтвердил Московский городской фонд обязательного медицинского страхования.
Тем не менее, 29 апреля Роскомнадзор заблокировал Vademecum. Главный редактор издания Дмитрий Кряжев сообщил, что журналу не дали положенные сутки на удаление статьи. «Письма от Генпрокуратуры мы не видели, мы не понимаем причин, по которым нас отключают. В наших действиях нет ничего незаконного - мы выполняли свой журналистский долг. Мы за собой никакой вины не чувствуем, не понимаем, почему мы виноваты, на связь с нами никто не выходил», - приводит РБК слова главного редактора.
Редакция Vademecum охарактеризовала действия Генпрокуратуры и требование ограничить доступ к материалу как проявление жесткой цензуры, а также нарушение Конституции России и закона «О СМИ».
Впрочем, вскоре Роскомнадзор вернул доступ к сайту Vademecum - на следующий день после того, как его заблокировали по требованию Генпрокуратуры. Но с сайта был удален спорный текст о компенсации лечения людей с COVID-19. Редакция готовит материалы для обжалования требований Генпрокуратуры.
Наконец, в Москве 1 мая полиция заблокировала офис редакции газеты «Коммунисты России» после того, как рядом с помещением представители редакции газеты и партии «Коммунисты России» устроили флешмоб в виде запуска воздушных шаров в честь Дня труда. Полицейские заявили, что «Коммунисты России» нарушили режим самоизоляции. На сайте партии «Коммунисты России» действия полиции связывают с выходом номера газеты, где «подвергаются критике меры правительства РФ в период эпидемии коронавируса».
Остается добавить, что и в предшествующие недели не обошлось без проблем – так, 23 апреля после публикации на сайте красноярского телеканала «ТВК» ролика, в котором несколько пенсионерок обвинили президента США Трампа в пандемии коронавируса, при этом утверждая, что до России вирус не доберётся, Генеральная прокуратура России заподозрила телевизионщиков в «распространении недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сведений», хотя журналисты посчитали этот ролик, на котором пенсионерки сжигают распечатанные изображения коронавируса, юмористическим. Тем не менее, видео на ютуб-канале «ТВК» по решению Роскомнадзора заблокировали. Но в этом деле есть любопытный нюанс: злополучный ролик был изначально записан активистами движения «Отряды Путина». И после его блокировки на «ТВК» исходное видео «Отгоняем коронавирус!» от «Отрядов Путина» осталось доступно...
А телеканалу теперь грозит штраф в полмиллиона рублей.
В этой ситуации объединение независимых СМИ «Синдикат 100» опубликовало 28 апреля обращение, в котором концентрирует внимание общественности на проблеме преследования журналистов в условиях коронавируса.
«Надо понимать, что журналисты в нынешних условиях нередко вынуждены прибегать к анонимным источниками информации: врачи, готовые героически противостоять эпидемии, не всегда готовы открыто общаться с прессой, потому что боятся потерять работу. Журналист же обязан рассказать о том, что происходит, даже если его источник не хочет называть себя. И затем этот журналист и его издание рискуют стать объектом применения «антифейкового» законодательства, - говорится в обращении. - Функция прессы - рассказывать о том, что происходит на самом деле. Рассказ о проблемах - первый шаг к их решению. Молчание о проблемах - путь к их усугублению. Независимая и правдивая информация бесит тех, кто, обладая полномочиями в ситуации кризиса, плохо справляется со своей работой. Мы считаем важным сказать слова поддержки всем нашим коллегам, которые сегодня в непростых условиях, выполняя свою работу честно и профессионально, подвергаются давлению властей».