Лекарство, применяемое в ветеринарии, может спасти человеческие жизни, не исключают зарубежные ученые. Противопаразитарный препарат ивермектин подавляет вирус SARS-CoV-2 (название коронавируса, вызывающего инфекцию COVID-19) в культуре клеток – то есть in vitro, в пробирке.
К такому выводу пришли австралийские ученые из Королевского госпиталя в Мельбурне и Института по изучению инфекций и иммунитета им. Питера Доэрти (Австралия). Результаты исследования опубликованы в научном журнале Antiviral Research. Эту версию оценили российские ученые в комментариях изданию «Ветеринария и жизнь».
Действие ивермектина
Австралийские ученые заразили коронавирусом SARS-CoV-2 культуру клеток почки африканской зеленой мартышки (Vero-hSLAM). Через два часа в пробирку добавили ивермектин. За 48 часов препарат снизил количество вирусного генетического материала до минимума – количество вирусной РНК стало меньше в 5 тысяч раз по сравнению с контрольными образцами. Как рассказала соавтор нового исследования доктор Кэйли Вагстафф в радиопередаче Health Report, ивермектин не позволяет вирусному белку попадать в ядро клетки, таким образом нарушает цикл размножения вируса.
«Ивермектин не дает вирусу попадать в ядро зараженной клетки. Это останавливает цикл развития вируса: синтез вирусной РНК и появление новых многочисленных вирусных частиц становится невозможным», – пояснила эксперт.
Новая работа австралийских вирусологов привлекла внимание экспертов по всему миру. «Я получаю так много писем, что физически не успеваю отвечать на них», – рассказала «ВиЖ» соавтор работы доктор Кэйли Вагстафф. Во время выступления в программе Health Report эксперт пояснила, что у препарата есть потенциал для дальнейшего исследования, но заниматься самолечением на основании одного исследования нельзя.
Мнения ученых
«Противовирусную активность ивермектина в культуре клеток (in vitro) изучают уже больше десятка лет. Обнаружили такую активность против ряда вирусов, в том числе гриппа и вируса иммунодефицита человека, – рассказал «ВиЖ» Илья Чвала, заместитель директора по НИР и развитию подведомственного Россельхознадзору Федерального центра охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ»).
– Неизвестно, сможет ли препарат оказать подобное действие в организме человека, состоящего из различных систем органов и тканей, множества различных клеток с разными типами рецепторов».
По мнению эксперта, эти исследования не отменяют необходимость в разработке вакцины. «При борьбе с инфекционными болезнями человека и животных есть симптоматическое лечение, когда лечат признаки заболевания, сбивают температуру, например. А есть специфические средства профилактики. В случае вирусов главные средства такой профилактики – вакцины, то есть стимуляция иммунной системы в отношении конкретного микроорганизма», – пояснил Илья Чвала.
«На основании представленных данных можно сделать вывод, что ивермектин – одно из потенциальных средств для лечения SARS-CoV-2. Но опыты с культурами клеток еще не доказывают эффективность и безопасность препарата для людей, необходимы дальнейшие длительные доклинические и клинические исследования», – прокомментировала «ВиЖ» Наталья Олейник, представитель компании NITA-FARM – производителя ветеринарного препарата на основе ивермектина «Ивермек».
С сомнением к способностям препарата относится и главный ветеринарный инспектор России Николай Власов.
«Авермектин был открыт в 80-х годах как препарат против паразитов. Возможно, он как-то и будет воздействовать на вирус в культуре клеток, но применение его человеку перорально, а тем более парентерально небезопасно, эффект от него сомнителен», – заявил «ВиЖ» Николай Власов. «Сегодня не проведено достаточно рандомизированных (объективных. – Прим. ред.) контролируемых исследований (РКИ) ни одного препарата для противодействия возбудителя коронавирусной инфекции COVID-19. Такие исследования необходимы для проверки эффективности новых методов лечения», – пояснил «ВиЖ» Павел Липилкин, ассистент кафедры биологии и общей патологии Донского государственного технического университета.
Для чего создавали ивермектин
Ирландский ветеринар и зоолог Уильям Кэмпбелл (William Campbell) разработал ивермектин в 1984 году для лечения паразитарных болезней животных. В основе препарата – измененные продукты жизнедеятельности бактерий стрептомицетов Streptomyces avermectinius – авермектины. Эти вещества действуют на нервную систему паразитов – гельминтов, вшей, клещей и многих других. За открытие авермектинов и создание препарата в 2015 году Уильям Кэмпбелл получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
«Новое лекарство задумывалось как главный препарат для борьбы с паразитарными инфекциями животных, которые приводят к огромным убыткам», – заявил Кэмпбелл при вручении Нобелевской премии.
После разработки препарат стал использоваться и для лечения людей. На его основе создали лекарства для лечения и профилактики основных паразитарных инфекций человека: онхоцеркоза, стронгилоидоза и элефантиаза. Сегодня ивермектин входит в перечень основных лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения. В ветеринарии ивермектин остается одним из самых широкоприменяемых и доступных препаратов.
«Ивермектины занимают 30% доли рынка всех противопаразитарных средств в ветеринарии, – пояснила Наталья Олейник. – «Ивермек» зарегистрирован в России как противопаразитарное средство для лечения и профилактики паразитарных болезней у жвачных животных, свиней и сельскохозяйственных птиц и даже верблюдов. Также для мелких домашних животных ивермектин выпускается в виде спрея для борьбы с акарозами».
Что делает наука для борьбы с COVID-19
Сегодня российские ученые заявили о разработке нескольких препаратов для борьбы с COVID-19. Один из препаратов – фортепрен. Он разработан на основе модификации фоспренила – лекарства, применяемого для лечения коронавирусных инфекций у животных. Препарат создан на площадке Национального центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Гамалеи совместно с Институтом органической химии. Однако пока лекарство не прошло все необходимые испытания.
«В случае с ивермектином исследования могут занять не так много времени, потому что препарат уже хорошо изучен. То есть срок в несколько лет может быть сокращен. Но все равно на основе одной публикации делать выводы рано», – сообщил «ВиЖ» Владимир Боровой, заведующий отделением качества и стандартизации иммунобиологических лекарственных средств Научно-производственной базы подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «ВГНКИ».

Источник