|
Правозащитники требуют от распорядиться о переносе мероприятий военного призыва по всей стране на определенную дату окончания карантинного периода
Объявленный Президентом РФ призыв в армию, традиционно назначенный на 1 апреля, вызвал серьезное беспокойство в обществе. Отдельные распоряжения местного военного начальства о переносе даты призыва на разные сроки первой половины апреля не могут успокоить людей.
Правозащитники требуют от главнокомандующего Российской армии, Президента РФ не уклоняться от решения крупной общественно значимой проблемы и ясно распорядиться о переносе мероприятий военного призыва по всей стране на определенную дату окончания карантинного периода.
Ради жизней людей: отложить начало весеннего призыва
В России для предотвращения распространения инфекции нового типа — COVID 19 принимаются ограничительные меры, исключающие скопление большого количества людей в замкнутом пространстве, поскольку заразиться можно, просто находясь рядом с инфицированным человеком. Растет количество регионов России, где введен так называемый «режим обязательной изоляции», запрещающий гражданам покидать места проживания (пребывания) за исключением экстренных случаев.
Несмотря на это Президент России Владимир Путин подписал 30 марта указ, согласно которому с 1 апреля начинается весенний призыв на военную службу. На военную службу планируется направить 135 000 молодых людей. Несмотря на то, что Министерство обороны намерено отправлять новобранцев к местам службы не ранее 20 мая, это означает, что призывные мероприятия начнутся не позднее середины апреля, когда, по оценкам многих экспертов, еще не снизится активный рост числа инфицированных в стране.
Подобные меры являются необдуманными, опасными, вредными для населения в сложившейся ситуации. Нет никакой срочной необходимости начинать призыв сейчас.
Возможно, озвученные меры военных властей, если их удастся осуществить, и смогут предотвратить проникновение инфекции в армейские части. Однако совершенно очевидно, что жизнь и здоровье огромного количества молодых людей подвергнутся серьезной угрозе именно в период двухнедельного карантина. Скопление людей на призывных пунктах, а потом в карантине, прямо противоречит всем мерам по предотвращению распространения эпидемии, принимаемым в нашей стране в последние дни властями разных уровней. Кто ответит за жизни тех призванных молодых людей, кто не выйдет живым из карантина?
Есть и другой страшный аспект этой проблемы.
Речь идет о жителях нашей страны, не подлежащих призыву в армию, но подвергающихся угрозе в результате этого призыва. Призывная кампания на военную службу во время пандемии может стать существенным каналом распространения инфекции по России.
В военкоматы во время весеннего призыва будет вызвано около миллиона молодых людей – все, кто подлежит призыву, именно такая процедура зафиксирована в федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». При этом, опасность исходит даже из вручаемой призывнику повестки, которая может содержать частицы вируса на своей поверхности до четырех-пяти суток. Но самый непредсказуемый момент – продолжительное общение большого числа людей в замкнутых помещениях военкоматов, посещать которые приходится несколько раз. Непонятно, как можно обеспечить безопасное передвижение призывников по населенным пунктам тех регионов, где вводится режим карантина.
Большая часть призывников, после нахождения в тесных помещениях военкоматов, вернется домой. Инкубационный период у коронавируса составляет до 14 дней, а молодые люди могут переносить его бессимптомно. В худшем случае инфицированный призывник может быть обнаружен, когда он заразит кого-нибудь из своего окружения. Особенно сложно будет обезопасить во время призыва близких родственников призывников – родителей, бабушек, дедушек.
Мы призываем Президента России, министра обороны России, глав исполнительной власти субъектов РФ (которые являются председателями призывных комиссий) проявить гражданскую ответственность, не перечеркивать все те действия, которые направлены на организацию карантина населения, и отложить начало призывной кампании до окончания карантинных мероприятий.
Элла Полякова, Солдатские матери Санкт-Петербурга
Каринна Москаленко, «Международная защита»
Сергей Кривенко, координатор Правозащитной инициативы «Гражданин и Армия»
Вячеслав Бахмин, сопредседатель МХГ
Наталья Таубина, директор Фонда «Общественный вердикт»
Оксана Парамонова, «Солдатские матери Санкт-Петербурга»
Валентина Череватенко, председатель-координатор РОПО «Союз «Женщины Дона»»
Григорий Дурново, ОВД-Инфо
Анита Соболева, член СПЧ
Олег Орлов, член Совета Правозащитного цента «Мемориал», член правления Международного общества «Мемориал»
Святослав Хроменков, НКО Сибирь без пыток
Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие»
Александр Верховский, Директор информационно-аналитического центра «Сова»
Ирина Протасова, со-председатель РОО «Человек и закон»
Елена Шахова, председатель Организации «Гражданский контроль»
Сергей Давидис, член Совета ПЦ «Мемориал»
Валентин Гефтер, директор Института прав человека
Лев Левинсон, правозащитник
Игорь Сажин, Коми Мемориал
Светлана Астраханцева, исполнительный директор МХГ
Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека
Алла Фролова, ОВД-ИНФО
Наталья Звягина, директор московского представительства Международной Амнистии
Валерий Борщев, сопредседатель МХГ
Наталия Евдокимова, Ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Лев Пономарев, председатель Национальной общественной организации «За права человека» Галина Арапова, директор центра защиты прав СМИ.