Стоимость нефти чуть восстановилась после значительного спада до 18-19 долларов за баррель и торгуется уже около отметки 28 долларов. Однако рано говорить о том, что мы "оттолкнулись от дна". Проблемы с рынками сбыта, начавшиеся после разрыва сделки ОПЕК+ об ограничении объемов добычи, остаются.
Вот уже вторую неделю подряд российские нефтетрейдеры не могут продать через порты ни барреля российской нефти Urals в Европу. После отказа РФ от продления соглашения Саудовская Аравия стала наращивать добычу и начала переговоры с крупными европейскими покупателями российской марки Urals, предлагая им нефть по меньшей стоимости – 25 долларов за баррель, тогда как Россия предлагает примерно на 20% дороже.
На этом фоне проблемы начались и на восточном направлении сбыта. Государственная нефтехимическая компания Китая Sinochem приняла решение отказаться от закупок у "Роснефти" в связи с санкциями США, сообщили Reuters два источника на рынке.
Sinochem планировала закупить нефть для своего НПЗ в Гуаньчжоу на юго-востоке страны. Однако в материалах тендера отдельным пунктом прописала, что поставщиком не может быть "Роснефть" или ее дочерние структуры.
Таким образом у России выбивают нефтяной костыль, прекращение поставок энергоносителей из РФ на экспорт – крах не только для российской экономики, но и для нынешней российской правящей элиты. Фактически уже можно говорить о том, что началась открытая игра, направленная на смену правящего режима в РФ? Своим мнением об этом поделился доктор политических наук Сергей Черняховский. Однако он склонен сравнивать ситуацию не с концом 1980-х, а с периодом, предшествовавшим 1812 году.
– Когда цены на нефть упали, все вспомнили про 80-ые, как тогда Рейган, можно сказать, своими комплексными действиями и экономическим давлением действовал на разрушение СССР. Вы могли бы сравнить эти ситуации для элит сейчас, и как это обстояло с зависимостью от нефти в 80-ые? Устойчивы ли наши элиты, не мнит ли себя новым Рейганом Трамп?
– Эти ситуации нельзя сравнивать, разве что для того, чтобы убедиться в их различии.
Трамп не ставит задачу развала России, а Рейган ставил задачу развала Советского Союза, в частности, он исходил из того, что, по его мнению и мнению американских элит, США кардинально отставали от СССР в области военных технологий. По прогнозам достижений в разных областях и по прогнозам американцев, к 2000 году они должны были окончательно уступить Советскому Союзу лидерство по темпу роста производительности труда.
Действительно, Советский Союз был разделен, но реально к нефти это не имело никакого отношения, зависимость СССР от цен на нефть была минимальной, а удельный вес нефтедобычи в долларовой выручке был в несколько раз ниже, чем сейчас, и не выходил за уровень 5-10%.
– Тем не менее даже тогда падение цен на нефть стало ударом?
– Это не было реальным ударом. Во-первых, когда цены выросли в начале 70-х годов, Советский Союз вообще эти деньги не тратил, откладывая в резерв. Деньги шальные, глядишь, пригодятся, а так своих достаточно. Второй момент – если говорить о финансовом ударе, то больший удар нанесла антиалкогольная кампания. Общие потери от нее оказались выше, чем от падения цены на нефть, плюс, еще дезорганизация при Горбачеве, полное непонимание законов политики, экономику Советского Союза торпедировало абсолютно нелепое стремление к внедрению рыночных методов. Основная функция власти и государства – принуждение, при Горбачеве это было официально отброшено, а в рамках рыночной экономики все активизировались и все пошли в разные стороны. Без методов подавления все быстро развалилось.
– Трампу же, как вы сказали, тоже не нужно разваливать Россию?
– У него другие задачи. Кроме того, Трампу невыгодны низкие цены на нефть, если в 80-ые годы был мораторий на использование национальных запасов в целом, и США просто были заинтересованы, чтобы нефть была как можно дешевле, то сейчас дешевая нефть – это удар по нефтедобыче и по финансовым результатам, по выгоде для самих Соединенных Штатов.
– В течение последних 10 дней российскую нефть не покупали ни в Европе, ни в Китае (причём в Китае российскую нефть даже не допускали к торгам, по некоторой информации). Что это, эмбарго на поставки российской нефти? Что происходит, если даже Трампу не нужна низкая цена не нефть?
– Это отдельный вопрос, почему и как в этом случае действуют какие-то другие картельные сговоры, Трампу, конечно, выгодно, чтобы покупали его нефть, а не нашу, но непосредственно снижение цены для этого не нужно. Относительно того, что нашу нефть не покупали – это плюс для нас, потому что еще в программе КПСС 1961 года была поставлена задача перейти от преимущественного использования углеводородов в качестве сжигаемого топлива к использованию углеводородов, как сырья для новых материалов.
– Нельзя исключать и то, что нефть, а может быть, и газ попадут в списки санкций?
– Вряд ли, а газ – уж совсем вряд ли.
– Ну, вы говорили, что Трамп хочет, чтобы покупали американскую нефть, но у них и газ есть, который пока не слишком востребован.
– Да, но дело в том, что для продажи другим партнерам их газ слишком дорог. Но если вдруг это случится, у нас вообще-то не газифицирована до конца сама Россия. Если все это приведет просто к падению цены на нефть и газ – это значит, что подешевеют перевозки, после этого все продукты должны подешеветь.
Знаете, это в чем-то схожая ситуация с тем, что было накануне 1812 года – по Тильзитскому мирному договору подключение России к континентальной блокаде предполагало, что она не будет продавать зерно в Англию. Это привело к тому, что достаточно быстро цена зерна упала почти в два раза, что противоречило интересам крупных торговцев, владельцев больших поместий. Это же означало, что падает зерно в цене на внутреннем рынке, соответственно, дешевеет рабочая сила и появляется возможность в перспективе за счет этого переходить от неэкономических к экономическим методам эксплуатации.
Одновременно отказ от покупки английского сельхозоборудования позволял наращивать свое сельхозоборудование и создавать свою промышленность. Тогда для предотвращения потерь крупной землевладельной знати Александр I пошел на провоцирование войны 1812 года. Уже историки 19 века показывали, что война была сознательно спровоцирована именно таким образом, чтобы Наполеон зашел на территорию России, потому что, если бы Россия вторглась на территорию Европы, это было бы уже четвертое антифранцузское вторжение, была бы четвертая русско-французская война, это было невыгодно. Сам по себе на короткой дистанции план оправдался, Наполеон вошел в Россию, потерпел здесь поражение, пала его власть, Россия стала доминировать в Европе, все было, вроде бы, замечательно. Только кончилось это крымской кампанией и страшным отставанием русской промышленности, потому что англичане навязывали всей Европе и навязали России в тот момент свои экономические, промышленные правила, и Россия, будучи политическим гигантом, экономически отставала все больше и больше. Так что политикам всегда надо думать, как играть и использовать как оружие то, что попадает в руки.
– А вот сегодняшняя правящая элита, как элита того времени зависела от зерна, зависит от нефти, чем это ей грозит? И если говорить про "игры", не начинается ли игра для смены правящего режима в России?
– Режим и элиты – это все-таки не одно и то же, часть элиты нужно ротировать или санировать, это понятно. Здесь подобный вызов будет и для центральной власти, потому что если окажется, что часть элиты перестает быть лояльной и просто экономически тормозит развитие, это даст возможность от нее избавиться и прийти к другому типу развития, дав корень развития другим элитным группам.
Кстати, еще один пример – был такой великий полководец Митридат, который объединил однажды под своей властью то, что мы называем Турцией, Абхазией, Грузией и Крымом, там было много перипетий, он вступил в борьбу с Римом. Сила Митридата, в частности Босфорского царства, опиралась на торговлю зерном, римляне перекрыли торговые пути – те же самые санкции, – и та же самая торговая знать городов Крыма, которая приветствовала и призывала Митридата на властвование, потому что он обеспечивал безопасность торговых путей, когда расправился с пиратами, тут пошла по пути мятежей и свержения. Митридат погиб, предан был и двором, и собственными детьми, его сын через некоторое время понял, что все равно договориться не удастся и предпринял новый поход на Рим, но был разбит уже Цезарем.
Всегда надо иметь в виду, что элиту надо вовремя зачищать. Один из атрибутов государственной власти – это проведение репрессий, не в том смысле, чтобы всех без разбора расстрелять. Репрессия – это подавление противодействия государственной политике. Наша элита не репрессивна, она боится, что если она начнет подавлять одну враждебную ей часть, то потом против нее использует эти же методы. Очень многие сегменты нашей элиты надо ротировать.
– То есть у нас два пути: один во благо – газифицировать Россию, подъем экономики за счет низких цен на сырье зафиксировать, и неблагоприятный, где накроется вся зависимая от продаж нефти экономика, многое зависит как раз от действия элит?
– Любой вызов так позиционируется, любая внезапная атака может быть использована на благо. Это же как самбо – почему у нас Путин любит все эти виды единоборств? Потому что ты можешь использовать силу противника и за счет его силы выигрывать, а можешь дать ему возможность себя победить.
– Судя по всему, "замораживание" политической системы и было, может быть, задумано в преддверии такого кризиса, ожидалось ли в мире подобное?
– Обнуление сроков Путина – это вообще отдельная большая тема, походя ее не затронешь. По смене правительства – было ясно, что предыдущее руководство, в первую очередь экономический блок, не решают поставленных задач. Другой вопрос, что правительство сменили как-то так, что оставили в основном тех, кто работал плохо, и убрали тех, кто работал более-менее нормально. Считается, что Мишустин – хороший организатор, но насколько он может быть организатором прорыва? Это пока никому неизвестно.
– Но теперь им придется еще тяжелее, и именно они будут виноваты, если ничего не получится, а в нынешних условиях задача усложняется?
– То, что они будут виноваты, было ясно еще в самом начале, так как им ставится задача добиться эффекта и повышения уровня жизни к следующим парламентским выборам. Добиваетесь – хорошо, не добиваетесь – вы виноваты.
– Судя по всему, не добьются, если смотреть на то, как зависима экономика от нефти, а цены на нее падают, нефть нашу не покупают, рубль ослаб – так о каком повышении уровня жизни говорить?
– Я знаю, что бывали в истории нашей страны ситуации, когда именно сложные условия позволяли успешно обновлять и реорганизовывать экономику.