Служба Исследований крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru провела опрос соискателей, чтобы выяснить, как они относятся к фрилансу и планируют ли соискатели-фрилансеры переходить на самозанятость. Опрос проводился с в феврале 2020 среди порядка 4 тысяч российских соискателей, в том числе среди жителей Приморского края.
По результатам опроса около 4 тысяч соискателей только 15% являются фрилансерами, большинство респондентов работают по найму (73%), 5% — владельцы своего бизнеса, 7% — только в процессе поиска первой работы. Большего всего фрилансеров оказалось в сфере искусства и массмедиа(49%), а также в маркетинге, рекламе и PR (40%).
Каждый пятый наемный сотрудник, сообщил о планах перейти на фриланс в 2020 году. В целом почти половина соискателей-нефрилансеров(48%) не исключают возможности перейти на фриланс в 2021 году или позже. Выше всего доля планирующих в этом году уйти на фриланс — среди предпринимателей (34%), а также среди представителей сферы искусства и массмедиа (30%). Таким респондентам мы также задали вопрос о том, будут ли они оформляться в качестве самозанятых в случае перехода на фриланс: 41% ответили на этот вопрос утвердительно.
Уровень ежемесячного дохода фрилансеров пока что ниже, чем у владельцев своего бизнеса и наемных работников. 24% фрилансеров имеют доход до 15 тыс. руб. в месяц, в то время как среди наёмных работников эта доля составляет лишь 8%, среди предпринимателей — 6%.
«Основная причина таких показателей - нерегулярность доходов. Кроме того, фриланс часто фигурирует, как форма дополнительного заработка, в этом случае фриланс и наемная работа дает бОльший доход. Если говорить о мировых трендах - работодатели все чаще предпочитают привлекать на фрилансе тех специалистов, которые выполняют разовые или проектные задачи - дизайнеров, фотографов, курьеров, копирайтеров, маркетологов и т.д., снижая расходы на фонд оплаты труда в компании», - рассказывает Валерия Первухина, ведущий менеджер по маркетингу и PR HeadHunterДальний Восток.