С декабря прошлого года журналистка из Ставрополя Елена Суслова пытается выяснить причину блокировки своих материалов на этом популярном ресурсе. Так, один из ее репортажей - «Как мировой курорт превращается в помойку» - о незаконной свалке в Предгорном районе не провисел и нескольких часов.

 

Переписка с девушками из службы поддержки Яндекс. Дзена ситуацию не прояснила, а окончательно запутала.

 

Сначала ей ответили, что «канал ограничен за кликбейт, но где именно выявлены нарушения, подсказать не в силах, мол, «служба получает от системы только общий отчет о типе нарушения, в котором не содержится детальной информации». Девушка по имени Майя сообщила удивительную вещь: возможно нарушения могут содержаться даже и в более ранних публикациях, а вовсе не в тех, что заблокированы. И чтобы снять ограничения с канала, нужно самой найти спорный контент, удалить его или исправить и разместить три новых публикации.

 

«Кликбейт», по определению самого Яндекс. Дзена - это контент, «который нацелен на получение дохода от онлайн-рекламы». Впрочем, Дзен поясняет, что в понятие кликбейта может входить много чего еще, «непонятное истинное содержание», «эмоциональная окраска фраз, не имеющая смысла», «предоставление утрированной или искажённой информации», «обращение к читателю на «ты» и склонение к действиям», и даже «большое количество пунктуационных знаков и написание слов заглавными буквами»!

 

По сути, безграничный перечень поводов для цензуры! Кто там, в Яндекса определяет, утрированная или искаженная информация в блоге журналиста (кстати, с огромным опытом и большим количеством профессиональных наград)?

 

Ничего вышеперечисленного в репортаже Елены о незаконных свалках (кстати, его можно посмотреть на ее странице в Фейсбуке) нет. Елена, стоя на фоне огромной свалки, говорит прямо о ее незаконности в природоохранной зоне и о том, кто выгодополучатель. Опять же, может, не этот сюжет имел ввиду Дзен, вводя блокировку, а более ранний, где Елена размещала информацию (она тоже была удалена) о скандале, связанном с планами строительства на курорте завода по производству нитроцеллюлозы…

 

Елена опять написала в службу поддержки, что не может последовать совету и исправить публикацию, потому что не знает, что именно исправлять.

 

Накануне Нового года другая девушка по имени Людмила из службы поддержки обрадовала результатами проверки: «Увы, ваш канал не прошел ее и остается ограничен в показах за нарушения требований Дзена к контенту. И назвала, наконец, причину: Дзен выявил «детальное описание трагических происшествий». «Мы не хотим, чтобы авторы спекулировали вниманием читателей, публикуя сюжеты о трагедиях. Далеко не все пользователи хотят видеть в ленте материалы, которые могут вызвать негативные эмоции».

 

Никаких деталей трагедии Елена не описывает, просто на фоне мусорных куч рассказывает, как ни местные власти, ни прокуратура, ни Росприроднадзор несколько лет не могут справиться с несанкционированной свалкой под Кисловодском.

 

Переписка продолжалась. Елена пыталась добиться хоть какой-то логики. Уже в феврале этого года девушка из службы поддержки по имени Валентина сообщила кардинально другую причину блокировки – видеозаписи были заблокированы по причине их плохого качества!

Но Елена, как, наверное, и большинство блогеров, знать не знала о технических характеристиках, всегда снимала со своего мобильного телефона и раньше к ее видео Дзен претензий не имел. Да и после блокировки претензий не имеет – журналистка выложила в свою ленту еще несколько видео с того же телефона, с теми же характеристиками.

 

На днях уже девушка Ульяна сообщила, что «по результатам проверки на ее канале по-прежнему действует ограничения в показах, связанные с детальным описанием трагических происшествий». И предложила подготовиться к новой проверке, которая возможно, будет для вашего канала последней».

 

«Кто меня заказал?» - безответно поинтересовалась она у службы поддержки.