Коллаж: Ксения Тельманова
Судья Верховного суда России Николай Романенков отказался принять исковое заявление члена участковой комиссии № 2566 Александра Артемьева. Тот пытался оспорить распоряжение президента России «Об организации подготовки проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».
В ответе судьи Романенкова сказано, что иск не затрагивает права, свободы, законные интересы административного истца:
«Каких-либо обязанностей непосредственно на членов участковых избирательных комиссий данным распоряжением не накладывается».
Акты власти, нарушающие закон, ущемляют права каждого, отмечает юрист Станислав Рачинский:
«Российское законодательство (впрочем, как практически любое другое) требует, чтобы обращающийся в суд гражданин показал, как именно оспариваемый документ нарушает его права: если прав не затронуты, то иск не подлежит рассмотрению. Норма, с одной стороны, логичная — она предохраняет суды от перегрузок. С другой стороны, акты власти, не нарушающие непосредственно чей-то интерес, но нарушающие закон, в конечном счете ущемляют права каждого из нас. Теоретически в таких случаях может действовать прокуратура: она не связана требованием собственного интереса. На практике, конечно же, такое в данном случае даже и представить себе невозможно».
Отказ Верховного суда необоснован, считает член Совета движения «Голос» Андрей Бузин:
«Решение, с моей точки зрения, довольно сомнительное. Отказ основан на том, что затронуты интересы ЦИК, но не затронуты интересы конкретного человека. Конечно, это не так, если человек является членом участковой избирательной комиссии. Участковые комиссии будут заниматься несвойственным им делом, также как и все остальные избиркомы. Верховный суд мог подойти более тщательно к этому вопросу и возражать более аргументировано, если уж возражать. Такой безосновательный отказ — очередное свидетельство того, что суд встроен в единую вертикаль государственной власти, которая борется против граждан».