В настоящее время планируется изменение формы повышения квалификации медицинского персонала, в частности врачей.
Новая система называется "непрерывное медицинское образование" - НМО. Планируется сделать ее обязательной в 2021 году.
Если ранее врачи повышали свою квалификацию раз в пять лет, выезжая в командировку на учебу в сумме 144 часа, теперь порядок будет другой - ежегодно необходимо искать место обучения, проходить бюрократические процедуры, согласовывать оплату, проходить обучение - 36 часов (180 часов за пять лет), самостоятельно (за свой счет и с отрывом от работы) посещать конференции и заниматься определенное количество часов в свободное (личное время для отдыха) через сеть интернет для получения определенной суммы баллов.
В новой системе есть следующие аспекты, которые могут отрицательно повлиять на медицинскую отрасль страны:
1. Врачи имеющие несколько специальностей, ограничиваются в возможностях продолжения деятельности, а такие специалисты жизненно необходимы в сложных направлениях здравоохранения.
2. Нарушается право на отдых, актуально в условиях кадрового дефицита, вынужденных переработок за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
3. Работающие пенсионеры, за счет которых частично решается проблема кадрового дефицита в настоящий момент могут быть демотивированы новой сложной и неудобной системой повышения квалификации труда, ее бюрократическими и логистическими сложностями.
4. Острейше стоит проблема накопления баллов с помощью посещения научно-практических конференций для врачей с периферии, отрыв от производства, поездки в областные центры, финансовые траты затрудняют эту форму накопления баллов; главный минус в этом отношении для интересов здоровья граждан - усугубление кадрового дефицита на местах при отъезде врачей; система НМО в предлагаемом виде подходит для реализации только в областных центрах и городах спутниках.
5. Не достаточность бюджетных мест в новой системе вынуждает врачей проходить обучение за свои средства, механизмов обязательного возврата средств работодателем не предусмотрено, что нарушает трудовое законодательство.
6. Псевдоплюсы – в сумме отрыв специалиста от работы гораздо больший чем по старой системе постдипломного образования.
7. Система набора баллов на конференциях – характеризуется бессистемностью, мозаичностью приобретения и повторения знаний, дублируемостью информации получаемой на конференциях и симпозиумах, соответственно формируются «белые пятна» в знаниях. Прежние программы обучения составлялись и реализовывались комплексно и объективно.
Ожидаемые отрицательные эффекты от внедрения системы в настоящее время и в предлагаемой форме:
1. Выход из системы здравоохранения части работающих пенсионеров.
2. Затруднения работы у специалистов на стыке специальностей – самых ответственных и сложных направлениях.
3. Усугубление кадрового дефицита вследствие как количественного (вследствие потери части специалистов), так и качественного (вследствие усиления эмоционального выгорания врачей из-за возрастания нагрузки, уменьшения времени на отдых и восстановление сил и здоровья).
Практический результат
Совершенствование медицинской отрасли будет более плавным и поступательным, а значит и продуктивным, что очень важно в условиях кризиса в российском здравоохранении.
Решение
1. Признать полный переход на систему НМО преждевременным.
2. Оставить для врачей возможность выбора системы постдипломного образования:по старой системе (раз в 5 лет) или НМО, ориентируясь на объективные условия и удобство для специалиста (как вариант: для врачей из населенных пунктов не имеющих учреждения высшего медицинского образования, для врачей имеющих две и более специальности).
3. Оставить переходный период согласно описанному выше принципу до формирования условий для безболезненного перехода на НМО.
4. Продолжить реформирование системы постдипломного образования врачей с решение проблем с возмещением затрат на обучение медработников за счет работодателя, выделением времени на обучение либо формой компенсации затрат личного времени на обучение.
Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования
Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 54 338 голосов
Против решения: 579 голосов