21 декабря пакистанского академика Джунаида Хафиза приговорили к "смерти через повешение" за богохульство. Вернувшись в Пакистан из американского штата Миссисипи, где он проходил научную стажировку по программе Фулбрайта, Джунаид хотел поделиться своим интересом к литературе и социальной справедливости со своими студентами. Джунаида обвинили в богохульстве из-за того, что он приглашал и учил о работах активистов прав женщин. После одной из лекций, на которую была приглашена одна писательница, Джунаид был обвинен в том, что он сделал богохульные комментарии. Это вызвало возмущение среди религиозно-консервативных студентов, после чего власти заявили, что Джунаид осквернил пророка Мухаммеда в социальных сетях. Он был арестован в 2013 году и все это время содержался в одиночной камере. Его адвокат Рашид Рехман был убит в 2014 году за то, что взялся за это дело.
Я, как и Джунаид, выпускница программы Фулбрайта, и я воспринимаю его ситуацию очень близко к сердцу. Всего за несколько дней до того, как я узнала о его смертельном приговоре, была опубликована моя статья о богохульстве в Пакистане.
Уголовный кодекс Пакистана предусматривает смерть “кому-либо, кто в устной или письменной форме, зримым представлением, или любым вменением, инсинуацией или инсинуацией, прямо или косвенно, оскверняет священное имя Святого Пророка Мухаммеда (мир ему)". С введения в 1980 году в Пакистане смертной казни за богохульство, было выдвинуто примерно 1500 обвинений. Обвинение в богохульстве в Пакистане равноценно смертному приговору, так как экстремистские толпы склонны брать на себя исполнение закона. Адвокаты, судьи и политики, которые выступают против этой меры, получают угрозы или становятся жертвами убийств. Губернатор провинции Пенджаб Салман Тасир был убит в 2011 году своим телохранителем за высказывание против этого закона.
Азия Биби, которая провела 10 лет в камере смертников, была оправдана в 2018 году благодаря международной кампании за ее освобождение. Этот социальный протест оказал давление на пакистанский Верховный суд, который оправдал ее, не без серьезного риска для себя самих. А Азия Биби была вынуждена покинуть страну. И хотя этот оправдательный приговор стал шагом в правильном направлении, приговор Джунаиду показывает, сколько еще предстоит пройти.
Приговор Джунаиду обязательно будет обжалован, но все это время он и все, кто с ним связан, рискуют быть убиты. Нет гарантий, что его приговор отменят, и поэтому очень важно, чтобы международное сообщество выступило против этого ужасного нарушения прав человека.
Как выпускница программы Фулбрайта, которая занимается исследованиями на тему богохульства в разных странах, я призываю международное сообщество показать солидарность с Джунаидом и защитить право на свободу слова. Законы Пакистана о богохульстве – это оружие, которое может быть использовано против кого угодно, когда угодно. Эти законы лишают людей права говорить не только на тему религии, но и прав женщин, делая практически невозможным вызов консервативному статусу кво в стране. Эти законы заставили замолчать активистов прав женщин, активистов прав человека, журналистов, академиков и обычных граждан. В то время как религиозные меньшинства, диссиденты, свободно мыслящие люди и интеллектуалы часто находятся под угрозой, чаще всего жертвами этих законов становятся именно Мусульмане.
В Пакистане действует крупнейшая в мире программа Фулбрайта и, следовательно, одна из крупнейших сетей ее выпускников. Много пакистанцев высказались в соцсетях, подвергая себя риску. Но абсолютное большинство не могут этого сделать. Если они пойдут на это, они могут получить смертный приговор, как Джунаид. Мы – международное сообщество – должны поддержать смелых пакистанцев, призвать к справедливости и быть голосом тех, кто не может говорить.