В Хамовниках еще жив и не сдается уже второй год замечательный московский Дом, построенный еще до революции во 2-м Неопалимовскому переулке. О нем знает уже вся Москва, градозащитники, прокуратура, Союз архитекторов России, даже Совет по правам человека попросил Собянина не сносить историческую постройку. На самом деле историческое здание состоит из двух домов, их построили две семьи: Черниковы и Хрущовы.
Более старая часть дома построена в стиле рационального модерна (часть объема — конструктивистская). В тридцатые годы конструктивистский объём достраивается до пяти этажей. Внутри здания в обеих частях полностью сохранились практически все уникальные элементы интерьера: полы, лестницы, лепнина. Полтора года назад защитники смогли сделать фотофиксацию дома — полная сохранность интерьеров и ни единой трещины, дореволюционные радиаторы, метлахская плитка, исполинские стены, толстые бетонные перекрытия!
Дом 3 по 2-му Неопалимовскому — это фантастический городской музей: первый лифт, первые железобетонные перекрытия в России (все везли из Германии). Здесь жили и работали знамениты ученые, врачи, строители, исследователи, военные — почти все имена этих людей из больших энциклопедий. Дом эксперты сравнивают со знаменитым Домом на Набережной — столько великих имен!
Итак, внимание, дорогие читатели.
Согласно расчету аттестованного эксперта при Минкульте, дом набрал достаточно баллов для того, чтобы еще год назад стать памятником — 325 против 200 положенных!
Количество баллов продолжает расти: жители и градозащитники находят все новые и новые сведения о мемориальной ценности дома. Но Мосгорнаследие не спешит включать его в реестр объектов культурного наследия. Возникает вопрос — почему? Как же так вышло, что уникальный московский дом оказался под угрозой сноса?
Дом 3 по 2-му Неопалимовскому расселялся еще в 90-е, здесь планировалось провести капитальный ремонт. Неожиданно пустующие квартиры достались неким частным лицам — оказалось, что это собственники 4% недвижимости. Они провели собрание с целью создания юридического лица — ТСЖ «Неопалимовский» — и указали, что владеют 100% собственности, хотя на самом деле площади в доме в основном принадлежали городу. Фактически здесь может быть фальсификация документов.
После создания ТСЖ в 2004 году город Москва через год выделил товариществу несколько квартир — 4 квартиры в доме № 3, и целых 8 в соседнем доме № 1, к которому в то время члены ТСЖ не имели никакого отношения. При этом каждая квартира в восемь комнат была оценена в сумму менее трех миллионов рублей. Затем и остальные квартиры, пока неизвестным для нас образом, перешли в собственность связанных с новым ТСЖ лиц. А семьи, еще остававшиеся в доме с прежних времен, были выселены.
И самое интересное: став владельцами всех квартир в доме 1 и 3, новые собственники обратились в Департамент земельных ресурсов, чтобы получить еще и земельные участки — на правах собственников многоквартирного дома и, естественно, бесплатно. Затем объединили адреса 2-й Неопалимовский пер., 1 и 3 в один — два дома превратились в один дом — номер три. Под домом был образован приличный земельный участок площадью 2639 кв. метров (+/- 18кв. м) — общедолевая собственность жильцов, которые, впрочем, никогда здесь не жили, забрав площади общего двора, которым пользуются жители десяти домов, а также общественный проезд к Министерству развития Дальнего Востока.
Так имущественный комплекс в Хамовниках — земля с домом стоимостью более миллиарда (согласно сведениям Росреестра кадастровая стоимость дома — 1004364419.72 рублей, а участка — 325100969.8 рублей), постепенно перешел в руки частных лиц из собственности города.
Владельцы захотели извлечь из этой недвижимости сверхприбыль, запланировав снос исторического дома, чтобы построить на его месте элитный жилой комплекс с подземным паркингом. Кстати, квартиры в новом, еще не построенном доме начали продавать задолго до вынесения решения Мосгорнаследием о ценности здания. Жители и депутаты подали об этом заявление в правоохранительные органы.
Важно отметить, что дом 3 по 2-му Неопалимовскому переулку пока не является объектом культурного наследия, но обладает признаками ОКН — такие объекты должны охраняться очень строго, так как неизвестно, что станет предметом охраны. Заявление о включении в Единый реестр ОКН рассматривается сейчас Мосгорнаследием, однако, у общественности есть подозрения, что собственники могут иметь намерения повредить дом, чтобы он не мог получить этот статус. Сделать это можно очень просто, например, в ходе «противоаварийных» мероприятий.
Недавно депутаты с жителями и представителями Архандзора побывали в Хамовнической прокуратуре — знакомились с надзорным производством по заявлению о продаже премиум квартир на 7-ом этаже не построенного нового дома на месте исторического Черникова.
В материалах надзорного производства обнаружилось объяснение председателя ТСЖ «Неопалимовский» Гаретовского А. Н., где он сообщает, что весной 2018 года все жители дома, выполняя решение общего собрания о реконструкции дома, покинули свои квартиры (живут у родственников или на съемных квартирах), чтобы можно было начать реконструкцию. К тому времени была получена вся проектная документация, которая получила положительное заключение экспертизы. На основании этого, 22 мая 2018 г. было получено Разрешение на строительство. В настоящее время открыт Ордер на начало работ (18.07.2019).
Но есть одна очень важная деталь. Дом является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия и не подлежит реконструкции. Ордер ОАТИ выдан ТСЖ Неопалимовский только для установки лесов и ограждения, а вовсе не для проведения строительных работ. Неужели г-н Гаретовский обманул и прокуратуру?
Стоит ли Мосгорнаследию так беззаветно доверять ТСЖ и его уполномоченным лицам, если известно, что его председатель может ввести в заблуждение прокурора, а само ТСЖ создано в 2000-е годы лицами, имевшими в доме всего 4 процента площадей, что не допускалось Законодательством РФ? Как можно согласовывать «противоаварийные» работы тем, кто, вполне вероятно, противозаконно завладел имуществом города Москвы? Имуществом на сумму... — внимание — более миллиарда рублей!
Каково же было изумление москвичей и депутатов, когда, придя на прием 12 декабря 2019 в Мосгорнаследие, они узнали, что протитвоаварийные работы проводятся вовсе не для сохранения дома Черниковых-Хрущовых. Они проводятся для укрепления фасадной стены на период возведения вновь устраиваемого Ж/Б КАРКАСА. Проект производства работ — в рамках большого проекта строительства, который краем глаза удалось увидеть жителям на приеме у главного археолога Москвы Л. В. Кондрашева — вовсе не о сохранении дома, а о его сносе.
Погибает все, кроме части фасадной стены. Железобетонный каркас возводится для нового строительства. Значит, всех обманули, когда в начале декабря в СМИ появились сообщения о планах по сохранению дома?
Но как можно согласовать реконструкцию и снос здания, которое обладает признаками объекта культурного наследия? Жители предупредили археолога Кондрашева, что работы по уничтожению дома могут начаться в любой момент — ведь председатель ТСЖ «Неопалимовский» утверждает, что у него есть ордер для начала работ в рамках проекта нового строительства!
Интересно, что проектное предложение архитектурной мастерской Павла Андреева, которое предполагает снос дома с сохранением части стены, не прошел ни одной процедуры согласования. Нет архитектурно-градостроительного решения, экспертизы, разрешения на строительство и пр. Нет и новых актов историко-культурной экспертизы для проведения земляных работ — предполагается установка буро-инъекционных свай.
Мосгорнаследие тоже ввели в заблуждение? Почему чиновники ДКН так беззаветно доверяют ТСЖ и его уполномоченным лицам, если уже известно, что его председатель может ввести в заблуждение прокурора, а само ТСЖ создано в 2000-е годы лицами, имевшими в доме всего 4 процента площадей, что не допускалось законодательством? Как можно согласовывать «противоаварийные» работы тем, кто, вполне вероятно, противозаконно завладел имуществом города Москвы? Имуществом на сумму более миллиарда рублей??
Есть основания полагать, что кому-то очень срочно понадобилось снести историческое здание. Хотя бы потому, что само по себе оно является доказательством возможного (длящегося по сей день) преступления, точкой отсчета которого можно считать создание ТСЖ в 2004 году.
Квартиры будут проданы новым людям, а это уже добросовестные благоприобретатели. Не похоже ли это на отмывание незаконно полученного имущества, которое могло быть похищено у города?
Жители вместе с депутатами района провели множество встреч, сходов, две пресс-конференции о ценности дома. Недавно прошел сход, к которому жители подготовились особенным образом — огородили красно-белой лентой территорию, которую стройка отнимет у их тихого московского двора. Наклеили плакаты на деревья, которые погибнут. На детскую спортивную площадку, которой не будет. И на строительный забор вокруг дома. Несмотря на пронизывающий холод, людей пришло много. Жители не сдаются.