В мировом суде Советского округа завершилось длившееся более полугода разбирательство по делу о «невыплате заработной платы» (ч.2 ст. 145.1 УК РФ). Обвинялась в ней директор «Новой газеты - Регион», главный врач Центра Реабилитации Натела Полежаева.
Напомним, «Рассвет» попал в опалу после того, как его руководитель - экс-сноха бывшего губернатора Леонида Полежаева, правившего областью 22 года, отделилась от главной омской семьи. Прекратили отношения с Центром одновременно все областные ведомства: минздрав, минтруда, минкультуры, минспорта… Инвалидам было отказано в праве проходить здесь реабилитацию по программе обязательного медстрахования, хотя закон позволяет гражданам получать медицинскую помощь по страховому полису там, где они хотят. Факт дискриминации «Рассвета» и его пациентов признало УФАС, но областная власть посчитала его решение неправильным. Речь шла в нем о недоплате в размере 24 млн. рублей – за работу, проделанную медиками, и о 70 миллионах, которых РЦ лишился из-за расторгнутых договоров.
Задолженность главврача перед сотрудниками составила, по версии следствия, 3,7 млн. рублей. Сторона защиты уверена, что на самом деле она – в разы меньше, потому что расчеты следователей строились на подделанных документах. Как сказала Фонду защиты гласности адвокат Ольга Якушева, большинство «потерпевших» не признали себя таковыми в суде. Многие даже не имели понятия, о том, что им присвоили такой статус:
«Следователь сфальсифицировала доказательства, добавив в материалы дела протоколы без подписей этих людей. Большая часть «потерпевших» не смогла назвать ни точную сумму задолженности, не ее периоды. Все показали, что, помимо зарплаты, на счет в банке получали и из кассы по ведомостям, многие - не единожды, но эти выплаты следствием не учтены. И самое интересное: и бывшие сотрудники «Рассвета», и нынешние отзывались о Полежаевой как о хорошем руководителе, создавшем отличный коллектив, в котором им хотелось работать».
Кто-то при этом неловко расписался за понятых и за саму обвиняемую - под «предупреждением УФССП», что установила почерковедческая экспертиза. Из чего следует, говорит адвокат, что оснований для возбуждения попутного дела – о «злостном неисполнении судебного решения» (ст. 315 УК РФ), рассмотренного в этом процессе, не было.
В защиту Нателы Полежаевой выступили в суде инвалиды и их родители. Как следовало из их показаний, на скамье подсудимых должна быть не Полежаева, а областная власть (некоторые так и сказали), лишившая их права на реабилитацию. Никому не нужными оказались сотни особенных детей (сейчас в «Рассвете» проходят занятия при отключенном электричестве только с группой аутистов) и больше тысячи взрослых, больных рассеянным склерозом. Они сказали в судебном заседании, что искали замену этому Центру по всей стране – ее нет.
Суд признал Нателу Полежаеву виновной по обеим статьям УК. Учтя «смягчающие обстоятельства» – многочисленные благодарности от разных органов власти, награды, грамоты, а также то, что у нее на иждивении дочь - инвалид, суд сделал ей «послабление» – назначил наказание в виде штрафа в размере 350 тыс. рублей, сохранив право занимать руководящие должности.
В последнем слове обвиняемая охарактеризовала региональную власть, как «организованное преступное сообщество», и перечисли тех, кто по ее мнению, заказал это уголовное дело, в том числе бывшего начальника УФСБ, министра областного здравоохранения и других влиятельных в регионе лиц.
Все они названы в ее заявлении о рейдерском захвате «Рассвета», два года назад поданном в СУ СК.