27 дек. 2019 г. —
Осенью прошлого года в детские поликлиники Саратова и области приехали 13 новеньких УЗИ-аппаратов отечественного производства. Технику, закупленную ООО «СМС-Технологии» по госконтракту, проверила комиссия областного минздрава. Дали «добро» на использование. Через полгода работа УЗИ-кабинетов встала: следователи заподозрили, что часть оборудования – контрафакт, возбудили уголовное дело.
Госзакупки – сфера коррупционноёмкая. Компаниям, которые работают в этом секторе, мягко говоря, не доверяют. Особенно если какая-то из них закрывает 80-90 процентов рынка. Как, например, ООО «СМС-Технологии», которые поставляют медтехнику в бюджетные больницы, поликлиники и медицинские центры. Сейчас эта саратовская компания стала фигурантом уголовного дела: следователи подозревают, что часть медицинского оборудования, которое ООО «СМС-Технологии» поставила в рамках госконтракта, не зарегистрирована в России.
Однако, руководитель компании Олег Сипягин заявляет, что его компания работала и работает по закону. А поднятая вокруг «СМС-Технологий» шумиха в СМИ – это способ перекроить рынок поставок медтехники под удобных чиновникам людей, а его компанию просто устранить. – На этой закупке нас никто не ждал, – говорит Олег Сипягин. – Мы это даже не сразу поняли. Просто работали как обычно: увидели закупку, просмотрели документы, нашли поставщика, согласовали параметры и подали заявку. А дальше играли аукцион. Максимум, который был готов заплатить минздрав за 13 аппаратов ультразвукового сканирования – 50,8 миллиона рублей (50 773 666,71 руб.). На аукцион вышли четыре компании. Самую низкую цену предложили «СМС-Технологии». В итоге контракт обошелся бюджету всего в 37,3 миллиона рублей.
Позже министерство объявило еще один аукцион, чтобы на сэкономленные деньги докупить еще пять аппаратов УЗИ. И эту заявку снова выиграли «СМС-Технологии». Общая сумма двух контрактов составила 56 миллионов рублей. Конкуренты несколько раз писали жалобы антимонопольщикам, но УФАС признала их несостоятельными. Именно эти аппараты стали предметом расследования уголовного дела о контрафакте. Для поставки был выбран российский производитель: ЗАО НИПК «Электрон» из Санкт-Петербурга. Что, кстати, вполне укладывается в государственную политику импортозамещения. По иронии судьбы, в день, когда стало известно, что следователи завели уголовное дело по подозрению в сбыте контрафакта, Правительство РФ выпустило приказ о расширении перечня медицинских изделий, которые государственным и муниципальным учреждениям не стоит закупать у зарубежных производителей. Всего 14 позиций, включающие в себя 140 видов медизделий и оборудования. Среди прочего там аппараты ИВЛ и аппараты ультразвукового сканирования.
Конечно, эксперты, работающие в здравоохранении, уже назвали это решение ударом и катастрофой, а на сайте change.org в тот же день мы запустили эту Петицию об отмене приказа. Но государство тогда встало на защиту интересов отечественного производителя медицинских изделий. И именно их в рамках госконтракта решили закупать «СМС-Технологии». Когда информация об аукционе появилась на сайте госзакупок, они спросили у завода-изготовителя, соответствует ли их продукция требованиям минздрава. Если да (а тут вернулась заверенная декларация соответствия, где все технические параметры совпадают с тем, что хочет регион), то принимается решение выходить на аукцион.
Тут непонятно почему сам производитель «Электрон» не участвует в электронных торгах, а доверяет это фирме-посреднику? Почему-то большинство производителей стараются работать именно через посредников в регионах.
Итак, данный контракт выигран. В течение двух месяцев оборудование собирается на заводе. Перед тем, как отправиться из Питера в Саратов, аппараты УЗИ проходят контрольные испытания. Протокол испытаний подтверждает, что аппараты соответствуют требованиям госконтракта. По условиям контракта «Электрон» уже сам отправляет медтехнику своим спецтранспортом в сопровождении своего сотрудника непосредственно конечному потребителю согласно адресной разнарядке. То есть аппараты УЗИ выехали с завода и прибыли сразу в детские поликлиники, минуя посредников, задача которых только предупредить минздрав о дате приезда спецтранспорта и согласовать с ними время работы приемной комиссии.
И вот тут происходит то, за что зацепилось следствие: во время приемки оборудования у ряда поликлиник возникли вопросы по одному из четырех датчиков: регистрационный номер на разъеме (шильдике) один, а на экране монитора отображается другой. Первыми на это обращают внимание врачи энгельсской детской поликлиники №2. Затем приходят письма с теми же вопросами и от других ЛПУ: не соответствуют у вас технические характеристики датчика техническим требованиям контракта.
Саратовский поставщик, естественно, пишет запрос заводу-производителю: что у вас там за проблема с датчиками? Завод отвечает:
«Протокол контрольных испытаний подтверждает соответствие оборудования требованиям госконтракта. Датчики зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ. Обозначение модели датчика наносится на маркировочную табличку разъема датчика. Обозначение модели датчика на маркировочной табличке может отличаться от того, что отображается на экране монитора в интерфейсе пользователя программного обеспечения. Это связано исключительно с программными особенностями аппарата УЗИ-ЭЛЕКТРОН. Компания «Электрон» постоянно совершенствует продукцию, поэтому для полной совместимости зарегистрированных датчиков в программном обеспечении аппарата УЗИ-ЭЛЕКТРОН выбран именно такой способ отображения активного датчика».
Комиссию такой ответ устраивает. Акт приема-передачи подписывают, аппараты УЗИ запускают в работу. А через полгода, начались описанные выше проблемы. Сейчас идут следственные действия, минздрав не платит. Поставщик пытается судиться. Однако, во время обысков у него были изъяты все документы - доказательства того, что региональный бюджет на тот момент задолжал ему 71 миллион рублей. Нет ни актов приема-передачи, ни даже их копий.
Сейчас минздрав Саратовской области проходит ответчиком аж по 16 искам в Арбитражных судах. Большинство из них – об истребовании оплаты продукции или услуг в рамках госконтрактов. Часть закрыты в досудебном порядке – небольшие суммы на оплату госконтрактов в пределах полумиллиона рублей у минздрава нашлись. По искам «СМС-Технологий» суды еще идут.
Независимая экспертиза в центре стандартизации и метрологии им. Дубовикова. смогла проверить только выходные параметры. Они везде попали в норматив, определенный госконтрактом. В заключении ФБУ «Саратовский ЦСМ им. Дубовикова» сказано: «Система УЗ-исследования соответствует требованиям нормативной и эксплуатационной документации, пригодна к применению с излучателями №№ 2), 3), 4). У излучателя № 1) отсутствует четкое изображение мишеней фантома на глубине свыше 5 см».
Смотрите, это закупка для детских поликлиник. Запрос Минздрава России сформирован именно так: четыре определенных датчика. Но возраст пациентов и их комплекцию нужно учитывать тоже. Некоторые врачи отмечали, например, что затруднена визуализация тучных пациентов. Потому что нельзя датчиком для новорожденного смотреть крупного подростка. Устройство для этого не предназначено. Об этом знают в Минздраве, но есть приказ Минздрава РФ №260 от 22 мая 2018 года об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие материально-технической базы детских поликлиник» на 2018-2020 годы», , который вот эти четыре датчика узаконил.
Сайт «Общественного мнения» цитирует фрагмент переписки сотрудника «СМС-Технологий» с другим производителем, где тот называет «УЗИ-Электрон» дешевым китайским конструктором. Собственно, журналисты высказывают подозрения, что поставщик протащил в детские поликлиники «китайский контрафакт». Но ведь то, что большая часть комплектующих к аппарату УЗИ производства НИПК «Электрон» производится в Китае, никакая не тайна. На всю продукцию завода есть регистрационные удостоверения, где перечислены все комплектующие и место их производства. Информация, во-первых, находится в открытом доступе. Во-вторых, регистрационные удостоверения висели на сайте госзакупок вместе со всеми документами, приложенными к заявке на участие.
А ведь сейчас вся экономика в Китае. В России не производят компонентную базу. Так что эта тайна вообще не тайна. Что говорит нам завод: есть компоненты, которые производим мы, а есть компоненты, которые мы завозим. Но они могут быть использованы только совместно с нашим прибором. Они для него специально сделаны.
Саратовский Росздравнадзор держит ситуацию на контроле. По их словам, к регистрационному удостоверению никаких претензий нет только в том случае, если все сведения, изложенные в нем, сохранены неизменными). Но все равно для того, чтобы доказать, контрафактные ли датчики, надо провести экспертизу. Такую экспертизу может выполнить только аккредитованный центр, в нашем случае – это Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники Росздравнадзора. Экспертиза проводится на деньги следствия. Это примерно ещё два миллиона рублей.
Если нет доказанного вмешательства в продукцию со стороны «СМС-Технологий», но есть подозрение, что продукция все-таки «левая», в России не зарегистрированная и провезенная в страну тайком, то следствию логично обратиться с вопросами на завод-производитель. Интересно, что сам производитель «НИПК «Электрон» не уведомлялся следственными органами о возбуждении уголовного дела.
PS: У министра здравоохранения Саратовской области Натальи Мазиной и других чиновников ведомства в декабре 2019 были проведены обыски. СУ СКР по Саратовской области возбудило уголовное дело в отношении сотрудников МЗ по ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями). Причиной послужил госконтракт с ООО «СМС Технологии», заключенный ведомством в 2018 на поставку четырех рентген-установок, произведенных ЗАО «НИПК «Электрон», на общую сумму более 33 млн руб.
Ранее было возбуждено дело о поставке контрафактной продукции в детские поликлиники Саратова, Энгельса и Балакова. Была проведена закупка за счет бюджета 13 УЗИ-аппаратов, тендер на сумму более 50 млн руб. выиграло ООО «СМС Технологии».
источник: https://fn-volga.ru/news/view/id/129025