Всемирное антидопинговое агентство (WADA) выложило в открытый доступ полный отчет комитета по соответствию под руководством Джонатана Тэйлора о манипуляциях с электронной базой данных Московской антидопинговой лаборатории (LIMS).
Отчет насчитывает 62 страницы, на каждой из которых стоит пометка "confidential" ("секретно"), и подтверждает данные, обнародованные в более ранних утечках.
В документе подробно описана доказательная база того, что с данными лаборатории действительно производились манипуляции перед их передачей экспертам WADA. Причем "хакеры" не слишком умело попытались скрыть этот факт.
17 декабря 2018 года, в день приезда экспертов, системный администратор Евгений Мочалов (муж директора Московской лаборатории Елены Мочаловой) выставил в LIMS дату 12 ноября 2015 года - за пять дней до бегства в США бывшего директора лаборатории Григория Родченкова.
Он удалил ряд файлов, созданных после этой даты, а также информацию об этих изменениях, оставшуюся в журнале операций. В частности, Мочалов удалил более 450 копий базы, созданных в результате автоматического сохранения в 2016 году.
Российские власти утверждают, что Мочалов скопировал эти данные на свой личный компьютер, с тем чтобы освободить место на диске лаборатории. Однако экспертиза показала, что лабораторный диск на тот момент был свободен на 93%.
Далее 8 января 2019 года администратор удалил из LIMS еще 632 файла с данными, а также все их копии, которые создавались в результате автоматических сохранений.
Чтобы сделать это, администратор установил в системе дату 23 мая 2015 года. Затем, в попытке вернуться в правильную дату (8 января), он ошибся и вместо 08/01/2019 ввел 01/08/2019 в формате, принятом в США.
В результате система оказалась датирована августом 2019-го - еще не наступившим на тот момент числом.
Утверждается, что всего с 1 по 9 января 2019 года из LIMS было удалено 19 982 файла, полностью исчезли копии данных за 2008-11 годы.
Авторы отчета пришли к выводу, что целью манипуляций было сокрытие положительных результатов проб 145 спортсменов. На основании имеющихся данных обвинения в нарушениях антидопинговых правил получили 47 спортсменов - 41 штангист, два биатлониста, один борец, два тхэквондиста и один гребец.
Напомним, что в сентябре WADA дала российской стороне возможность объяснить произведенные манипуляции, направив большой список вопросов по изменениям и получив ответ из России. Однако аргументы не были приняты во внимание и итогом стали глобальные четырехлетние санкции против российского спорта.
Доводы Минспорта
Перед лицом прямых обвинений Министр спорта РФ Павел Колобков заявил, что базой данных московской лаборатории никто не манипулировал.
В ответах российской стороны, которые были направлены WADA, расследование комитета было названо некорректным, а несоответствия объяснялись "обыкновенными ошибками" и "человеческим фактором". Также утверждалось, что сама база LIMS была сделана топорно и управлялась из-за рубежа.
По версии Минспорта, изменения в базу внесли Родченков и его пособники, дабы опорочить российских спортсменов.
Для ее подтверждения была сфабрикована переписка Родченкова с его помощником Тимофеем Соболевским о переводе денег и бонусах, которые те якобы вымогали у атлетов. Эти сообщения были вставлены в форум базы данных LIMS с 28 ноября 2018 года по 10 января 2019 года.
С ними можно ознакомиться в фильме-расследовании НТВ "Мутная WADA", недавно показанном россиянам.
Хронология миссии по извлечению данных
Допуск экспертов WADA к данным лаборатории должен был быть представлен до 31 декабря 2018 года и являлся ключевым требованием в вопросе восстановления Российского антидопингового агентства (РУСАДА), которое к тому времени уже было восстановлено авансом. Провал миссии грозил полной спортивной изоляцией страны.
В конце ноября 2018 года группа из пяти экспертов WADA прибыла в Москву на переговоры, а затем, уже в декабре - за данными. Однако группа не смогла завершить миссию "из-за оборудования для извлечения данных, которое должно было быть сертифицировано в соответствии с российским законодательством".
Министр Колобков тогда объяснил причины задержки "чисто технической проблемой не по вине РФ", которая была решена монтажом нового оборудования для копирования базы данных.
Извлечение в итоге завершилось лишь 18 января 2019 года, с более чем двухнедельной просрочкой дедлайна.