Как стало известно из статьи, опубликованной на сайте Независимой газеты 12 декабря, письмо за подписью общественного деятеля и заслуженного юриста РФ, а также недавнего руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Ивана Соловьева направлено лично Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке.
Причиной для обращения стало массовое лишение тяжелобольных детей статуса инвалида, и последовавшая волна жалоб на действия комиссий Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Решения МСЭ определяют право на инвалидность, как взрослых, так и детей. И. Соловьев обратил внимание на сугубую субъективность критериев определения функциональных ограничений жизнедеятельности, которые лишают российские семьи, тысячи детей, малейшей социальной поддержки и ставят их на грань выживания.
Как указано в письме, «действующий порядок определения детской инвалидности является наиболее неудачным из всех возможных». В качестве примера из практики, И. Соловьев приводит историю москвички Беллы Исаевой, на плечах которой держатся ее 12-летний сын Ильяс и больная онкологией мама. На фоне ухудшения сразу двух заболеваний, угрожающих жизни мальчика – персистируюшей бронхиальной астмы и криптогенной фокальной эпилепсии – комиссия сняла с ребенка инвалидность. Белла Исаева прошла девять комиссий МСЭ разного уровня, получив везде непреклонный отказ в помощи. Больной ребенок, так нуждающийся в помощи, остался один. Ему необходимо постоянное лечение и реабилитация, но теперь у мальчика нет надежды на поддержку социальных служб.
По всей стране Бюро МСЭ снимает инвалидность с детей, страдающих тяжкими заболеваниями. В своем обращении на имя Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, Иван Соловьев обращает внимание на то, что жалобы матерей, оказавшихся в ситуации, подобной Белле Исаевой, ходят по бесконечному бюрократическому кругу и возвращаются обратно в комиссии МСЭ. Бюро МСЭ, в свою очередь, надзирают сами за собой и самостоятельно рассматривают жалобы, поданные на них.
И. Соловьев также отметил почти брезгливое нежелание общества и чиновников замечать проблемы людей с ограничениями по здоровью, а также бездушие и халатность работников социальной сфере, призванных стать помощью этой категории граждан: «Создается такое впечатление, что было бы лучше, если бы инвалиды стали просто невидимками, жили в зазеркалье, по ту сторону нашей счастливой и суетной действительности», - написал он.
Заслуженный юрист России выразил надежду на то, что его обращение будет рассмотрено оперативно и за ним последуют проверки целевого расходования бюджетных средств, выделенных на установление камер видеонаблюдения в помещениях Бюро МСЭ, и выполнения приказа Минтруда от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»: «Надеюсь, что при выявлении нарушений будут приняты меры прокурорского реагирования в целях защиты прав социально незащищенных категорий граждан РФ», - резюмировал И. Соловьев.