Информатор силовиков из дела «Нового величия» Руслан Д. манипулировал одной из обвиняемых Анной Павликовой и убеждал ее остаться в организации, когда та хотела ее покинуть. Об этом рассказала эксперт Ирина Левонтина, которая по просьбе защиты изучила переписку между Павликовой и информатором, сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала суда.
Левонтина работает в институте русского языка имени Виноградова и занимается судебной экспертизой более 20 лет. По ее мнению, в переписке Руслан Д. давил на Павликову и уверял ее остаться в организации, используя утвердительные предложения.
— Цель Руслана Д. — оставить Анну в группе, контролировать ее. Цели Анны противоречивы. Она намеревается избежать конфликтного диалога, — сказала эксперт во время допроса.
Отвечая на вопрос адвоката она добавила, что в коммуникативных приемах Руслана Д. имеются признаки манипуляции, на которую Анна постепенно поддается.
— Павликова согласна вернуться и даже чувствует себя виноватой. <...> Таким образом, Руслан Д. в ходе диалога вынуждает Анну к действиям: выступить на собрании, но в основном — продолжить ходить на все собрания, — заключила Левонтина.
Анна Павликова хотела покинуть «Новое величие» в феврале 2018 года за месяц до задержания. Защита считает, что она осталась в организации именно из-за уговоров Руслана Д. и обвиняет его в провокации. Сам информатор во время допроса в суде утверждал, что не мог повлиять на Павликову, так как она была «организатором» «Нового величия»; к тому же, по его мнению, покидать движение она и не собиралась.
Дело «Нового величия»
Участников движения «Новое величие» — Марию Дубовик, Анну Павликову, Вячеслава Крюкова, Руслана Костыленкова, Сергея Гаврилова, Петра Карамзина, Максима Рощина, Дмитрия Полетаева, Павла Ребровского и Рустама Рустамова — задержали 15 марта 2018 года, перед президентскими выборами. Молодых людей из Москвы и Подмосковья обвинили в создании экстремистского сообщества и участии в нем (части 1,2 статьи 282.1 УК).
По версии следствия, целью движения было «безальтернативное участие в народных восстаниях, революционных действиях, в столкновении с представителями действующего в России режима». Для этого активисты устроили несколько поездок за город для тренировок по стрельбе и метанию «коктейлей Молотова», считают следователи.
В основу обвинения легли показания информатора Руслана Д., который во время офлайновых встреч активистов, познакомившихся в телеграм-чатах, предложил им создать политическую организацию и написать устав. В деле есть показания еще двух свидетелей, которые также оказались осведомителями.
Руслан Костыленков, которого следствие называет лидером «Нового величия», рассказывал о пытках после задержания. Шестерых активистов, включая Павликову и Дубовик, суд отправил в СИЗО, остальных — под домашний арест. В изоляторе у девушек начались проблемы со здоровьем, защита неоднократно просила избрать им другую меру пресечения. После московского «Марша матерей», участники которого требовали освободить из СИЗО Дубовик и Павликову, их перевели под домашний арест.
Павел Ребровский и Рустам Рустамов заключили досудебное соглашение, их дела суд рассмотрел в особом порядке. Ребровский получил 2,5 года заключения, а Рустамов — два года колонии условно. Позже Ребровский отказался от своих показаний, по требованию прокуратуры его приговор отменили, а дело направили на новое рассмотрение.
Сергей Гаврилов бежал из-под домашнего ареста в Украину, его заочно арестовали.